Положение о работе педагога-психолога

1. Общие положения
1.1. Положение МБДОУ № 18 разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с
изменениями от 8 декабря 2020 года, ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с
изменениями на 21 января 2019 года, Федеральными Законами, приказами и
распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации
психологического сопровождения в детском саду, письмом Минобразования
России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего времени
педагога-психолога образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах
ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Положение МБДОУ18 устанавливает основные направления и виды
деятельности педагога-психолога, определяет его ответственность, права и
обязанности, а также регламентирует деятельность педагога-психолога
дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения ориентирована как на воспитанников, так и на административных
педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их
психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на
психологическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности,
на создание условий для личностного, интеллектуального и социального
развития воспитанников.
1.4. Основной целью деятельности педагога - психолога в ДОУ является
психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в
процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также
обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.5. Педагог-психолог осуществляет свою работу, руководствуясь
международными актами в области защиты прав и законных интересов
ребенка, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов
Управления образования, настоящим Положением.
1.6. На должности педагога-психолога ДОУ могут работать специалисты с
базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее
образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности
“Психология”, имеющие диплом государственного образца. Назначение на
должность педагога-психолога определяется на основании документов об
образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим
нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.7. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами
ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя
принцип “Не навреди!”

1.8. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим
коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями
(законными представителями) воспитанников.
1.9. Важнейшим условием эффективности работы является правильное
понимание педагогом-психологом и воспитателем сущности их
профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций педагогапсихолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех
стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной
работы.
1.10. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со
специалистами в области медицины, дефектологии и других областях,
органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, представителями
общественности, оказывающими дошкольному образовательному учреждению
помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами
строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.
2. Цели и задачи
2.1. В своей деятельности в ДОУ педагог-психолог исходит из необходимости
реализации как образовательных, так и социальных целей системы
дошкольного образования.
2.2. Образовательная цель – это приобретение воспитанниками дошкольного
образовательного учреждения необходимых знаний и навыков для получения
профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
2.3. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния
здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к
взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в
себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления
прав и свобод другой личности.
2.4. Целью деятельности педагога-психолога ДОУ являются:
• содействие администрации и педагогическому коллективу дошкольного
образовательного учреждения в создании социальной ситуации
развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и
обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и
развития личности детей, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и других участников воспитательнообразовательных отношений;
• содействие в приобретении воспитанниками детского сада
психологических знаний, умений и навыков, необходимых для
получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
2.5. К основным задачам педагога-психолога ДОУ относятся:
• психологический анализ социальной ситуации развития в дошкольном
образовательном учреждении, выявление основных проблем и
определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников
на каждом возрастном этапе;
• формирование у детей способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в дошкольной образовательной организации;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью
адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и
личностным возможностям и особенностям воспитанников;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье, а также развитии воспитанников
дошкольного образовательного учреждения;
• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе
профессиональной деятельности специалистов дошкольного
образовательного учреждения, образовательных программ и проектов,
учебно-методических пособий;
• участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и
создании условий психолого-педагогической преемственности при
переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику дошкольного
образовательного учреждения достижений в области отечественной и
зарубежной психологии.
3. Организация деятельности педагога-психолога
3.1. Педагог-психолог ДОУ является равноправным членом педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения. Принимает участие в
работе Педагогических советов, педагогических консилиумов, методических
объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога в дошкольном
образовательном учреждении создается психологический кабинет. Кабинет
должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем
необходимые условия для проведения диагностической, консультативной,
развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен
соответствующим оборудованием.
3.3. Нагрузка педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
составляет не более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего
трудового распорядка и регулируется данными правилами с учѐтом:
• выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с
участниками воспитательно-образовательных отношений в пределах не
менее половины недельной продолжительности их рабочего времени.
Исходя из особенностей контингента воспитанников и образовательной
деятельности, количество часов работы с участниками образовательных
отношений устанавливается администрацией детского сада;
• подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе,
обработки анализа и обобщения полученных результатов, заполнения

отчѐтной документации, методическая работа (семинары, педсоветы и
т.д.), а также повышения квалификации.
3.4. Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм
практической психологической работы с воспитанниками детского сада
разных возрастов и различными категориями взрослых.
3.5. Педагог-психолог ведѐт учет проводимой в ДОУ работы, согласовывает
планирование и представляет отчетность по административной и
профессиональной линии.
3.6. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией
дошкольного образовательного учреждения. При составлении графика работы
педагога-психолога учитывается необходимость работы по повышению
квалификации.
3.7. На время отсутствия педагога-психолога в дошкольном образовательном
учреждении (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут
быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.
3.8. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска,
дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными
документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
4. Основные направления деятельности педагога-психолога
4.1. Прикладное – психологическое сопровождение воспитательнообразовательной деятельности, включая участие в составлении программы
развития ДОУ, образовательных программ, создании учебных пособий,
разработке психологических оснований дидактических и методических
материалов.
4.2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в
дошкольном образовательном учреждении.
4.3. В рамках практического направления обеспечивается изучение
особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью
реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и
воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном
самоопределении.
4.4. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с
детьми, родителями (законными представителями) воспитанников,
специалистами, воспитателями, администрацией дошкольного
образовательного учреждения и др.
4.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего
образа жизни для всех участников воспитательно-образовательных отношений
в ДОУ, развитию детей и их творческих способностей, созданию позитивной
мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения
личностного и социального развития у детей дошкольного возраста,
занимается профилактикой подобных нарушений.
5. Основные виды деятельности педагога-психолога

5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1. Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и
определяется необходимостью формирования у педагогических работников и
администрации ДОУ, у родителей (законных представителей) и детей
потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах
собственного развития, создания условий для полноценного личностного
развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного
предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта.
5.1.2. В рамках психопрофилактического направления педагог-психолог
осуществляет следующие мероприятия:
• проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям
(законным представителям) и воспитателям рекомендации по оказанию
помощи воспитанникам в адаптационный период;
• проводит обследование ребенка по определению уровня
интеллектуального развития с целью выявления воспитанников с
отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционноразвивающей помощи;
• участвует в приеме детей в группы коррекционной направленности,
определяет психологическую готовность к школьному обучению с
целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции;
• предлагает родителям (законным представителям) методы занятий с
ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе;
• совместно с педагогами ДОУ намечает программу индивидуальной
работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и
обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе
школьного обучения;
• проводит психологическое обследование детей при переходе из одной
возрастной группы в другую, намечая совместно с педагогами,
родителями (законными представителями) программу индивидуальной
готовности к обучению на новом этапе;
• ведѐт работу по предупреждению психологической перегрузки и
невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни,
воспитания и обучения;
• участвует в организации психолого-медико-педагогических
консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития
воспитанников детского сада для наиболее полного раскрытия
индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей;
• ведѐт работу по созданию благоприятного психологического климата в
ДОУ, а именно оптимизирует формы общения в педагогическом
коллективе (взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок ребенок) и консультирует педагогов, воспитателей и других работников
по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
• способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной
деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по

предупреждению и снятию психологической перегрузки членов
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
• проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и
проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения
их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их
развития.
5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности педагога-психолога ДОУ
является диагностика развития личности воспитанников, углубленное
психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего периода
дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и
склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и
воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и
развитии.
5.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как
индивидуально, так и с группами детей.
5.2.3. В рамках психодиагностического направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
• проводит в случае необходимости психологическое обследование
воспитанника ДОУ с целью определения хода его психического
развития, соответствия развития возрастным нормативам.
• проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе
воспитательной работы, помощи в личностном самоопределении.
• проводит диагностику общения воспитанников детского сада со
взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины
нарушений общения.
• совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют
дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом
развитии для определения нарушений, имеющих преимущественно
медицинскую и дефектологическую природу, а также форм и причин
явного асоциального поведения.
5.3. Психологическая коррекция
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагогапсихолога ДОУ на процесс формирования личности и сохранение
индивидуальности воспитанников. Этот вид деятельности определяется
необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастным
нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в
индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и
склонностей.
5.3.2. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность
педагога-психолога по разработке коррекционных программ совместно с
другими специалистами: дефектологами, логопедами, медицинскими
работниками, социальными педагогами и др. – в процессе обучения и
воспитания, в коррекции поведения детей.

5.3.3. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы
разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго
индивидуальный, конкретный характер.
5.3.4. В ходе психокоррекционной работы:
• педагог-психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных
сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач
развития ребенка на каждом возрастном этапе;
• педагог-психолог совместно с педагогом (воспитателем) разрабатывает
и помогает ему в осуществлении программы коррекции, направленные
на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;
• развивающая и психокоppекционная работа может проводиться в
процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными
воспитанниками, специальной работы с группами детей, в процессе
воспитательных мероприятий и в формах, подразумевающих участие
родителей и других родственников ребенка.
5.3.5. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех
случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием
органического поражения центральной нервной системы или психического
заболевания, а также не требуют применения более строгих мер
административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе
дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения
имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу
или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за
границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в
соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5.4. Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности педагога-психолога ДОУ направлен на
консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения,
воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.4.2. В процессе консультативной деятельности педагог-психолог
консультирует родителей (законных представителей), администрацию и
педагогов детского сада по проблемам обучения и воспитания детей в форме
педагогики сотрудничества, проводит индивидуальное или групповое
консультирование участников воспитательно-образовательной деятельности
по проблемам обучения, личностного развития и жизненного самоопределения
по проблемам общения.
5.4.3. В процессе консультативного направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
• консультирует администрацию, специалистов, воспитателей, родителей
(законных представителей) по проблемам психологии обучения и
воспитания детей, психологической основы педагогики сотрудничества;

• проводит индивидуальное и групповое консультирование воспитанников
по проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;
• способствует повышению психологической культуры педагогов,
родителей, представителей общественности путем проведения
индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах,
методических объединениях, общих и групповых родительских
собраниях, чтением лекций и др.
• выступает в качестве эксперта - консультанта при решении вопросов о
психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка
по запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др. с
целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных
решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе
ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные
учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.);
• в качестве консультанта принимает участие в планировании
воспитательно-образовательных мероприятий на основании
психологических особенностей детей как возрастных, так и
обусловленных условиями воспитания в дошкольном образовательном
учреждении.
6. Права и обязанности педагога-психолога
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогпсихолог ДОУ, как и любой специалист службы практической психологии
образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную
ответственность за объективность психологического заключения, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы,
обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного
образца.
6.3. Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения несет
профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в
пределах своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог ДОУ:
• рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не
выполнимых с точки зрения современных требований психологической
науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей
других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и
др.);
• повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие
достижения психологической науки и практики, знает основы
возрастной, педагогической психологии и принципы организации
Службы практической психологии в системе образования;

• применяет современные научно обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
• препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и
других видов психологических практик некомпетентными лицами, не
обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
• в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его
полноценного психического и физического развития;
• выполняет распоряжения и указания соответствующих органов отдела
образования, администрации ДОУ и специалистов соответствующих
органов общественного самоуправления, если их выполнение
обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных
возможностей и средств;
• оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому
коллективу в решении основных проблем воспитательнообразовательной деятельности, оказывает необходимую и возможную
помощь воспитанникам в решении их индивидуальных проблем,
содействует развитию психологической грамотности родителей
(законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
• соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не
распространяет сведения, полученные в результате
психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с
ними не является необходимым для осуществления педагогического
аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или
его окружению;
• ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в
соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
6.5. В своей деятельности педагог-психолог ДОУ имеет право:
• на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и
соответствующими распоряжениями Правительства Российской
Федерации, действующих для специалистов системы образования
(продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);
• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и
взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об
очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные
направления;
• на создание условий со стороны администрации дошкольного
образовательного учреждения, необходимых для успешного выполнения
профессиональных обязанностей;
• отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным
этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим
Положением;
• знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;

• обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья
детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
• участвовать с правом решающего голоса в работе Педагогических
советов ДОУ, в работе Психолого-медико-педагогических консилиума
дошкольного образовательного учреждения, Психолого-медикопедагогической комиссии, комиссий по опеке и попечительству и
других, решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением
указанных органов педагог-психолог имеет право довести свое особое
мнение до сведения соответствующих инстанций;
• участвовать в разработке новых методов психодиагностики,
психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке
их эффективности;
• проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на
решение конкретных вопросов процесса дошкольного образования,
воспитания и развития личности воспитанников http://ohranatryda.com/node/2209
• вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования
современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед,
семинаров и выступлений;
• выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и
научно-популярных газетах, журналах и пр.
7. Ответственность педагога-психолога ДОУ
7.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность
результатов психологического диагностирования, адекватность
коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
7.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение
документации, сохранность документов, отражающих деятельность
психологической службы дошкольного образовательного учреждения.
7.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально –
технических средств, вверенных для работы психологической службы
дошкольного образовательного учреждения.
8. Документация педагога-психолога
К документации педагога-психолога ДОУ относится:
• положение о психологической службе;
• положение о работе педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения;
• годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом
дошкольного образовательного учреждения;
• календарные планы;
• банк психодиагностических методик;
• листы коррекционной работы;
• результаты психологического обследования;

•
•
•
•

журнал регистрации индивидуальных консультаций;
журнал запросов;
планы и программы коррекционной работы;
методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических
работников;
• рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1.
настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».