Положение о психолого-педагогической службе

1. Общие положения
1.1. Положение МБДОУ № 18 разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с
изменениями от 8 декабря 2020 года, ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с
изменениями на 21 января 2019 года, Положением о службе практической
психологии в системе Министерства образования Российской Федерации,
утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г,
Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления
образования, касающимися организации психологического сопровождения в
детском саду, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение определяет цель, задачи, направления деятельности
и организационную структуру службы, устанавливает права и обязанности,
порядок управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической
службы и направлено на утверждение статуса данной службы в дошкольном
образовательном учреждении.
1.3. Под психолого-педагогической службой ДОУ понимают организационную
структуру, определяющую совместную деятельность педагога-психолога и
специалистов дошкольного образовательного учреждения, ориентированную
на психологическое обеспечение воспитательно-образовательной
деятельности.
1.4. Правовой и организационно-методической основой формирования
психолого-педагогической службы в ДОУ выступают:
• Положение о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденное приказом
Минобразования России от 22.10.1999г. № 636;
• Концепция развития психологической службы в системе образования в
Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования
России 19 декабря 2017 года);
• письмо Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об
использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного
учреждения»;
• письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000г «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)
образовательного учреждения»;
• правовая база дошкольного образовательного учреждения;
• настоящее Положение.
1.5. Психолого-педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, Законами,
Постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов
управления образованием по вопросам образования и психологопедагогического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях.

1.6. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой
сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в
дошкольном образовательном учреждении.
1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной
деятельности педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда,
социального педагога, направленная на создание социально-психологических
условий для успешного развития в ситуациях дошкольного взаимодействия».
1.8. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного
образовательного учреждения является процесс воспитания в соответствии с
психологическими особенностями развития ребенка, предметом - социальнопсихологические условия успешного воспитания и развития.
2. Цели и задачи психолого-педагогической службы
2.1. Цели:
• содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного
пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие
эффекты образования дошкольников и подготовке педагогического
коллектива ДОУ к освоению психолого-педагогических основ
социализации ребенка;
• помощь администрации и педагогическому коллективу дошкольного
образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития
личностно-ориентированного и воспитательно-образовательного
пространства, обеспечивающего психологические условия для
раскрытия и развития индивидуальности воспитанников,
межличностного и группового взаимодействия всех субъектов
образовательных отношений – детей, родителей (законных
представителей), педагогов и специалистов;
• содействие психическому, психофизическому и личностному развитию
детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе
комплексного использования психогигиенических и
психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях
дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного
образовательного учреждения и родителям (законным представителям) в
воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов
взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и
уверенности в себе, способности к активному социальному
взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.2. Основные задачи:
• психологический анализ социальной ситуации развития единого
воспитательно-образовательного пространства, выявление основных
проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их
решения;

• обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий
для охраны здоровья, психического и личностного развития
воспитанников ДОУ, их познавательных интересов и продуктивной
деятельности;
• содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию
детей, формирование у воспитанников детского сада способности к
самоопределению и саморазвитию;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном
развитии;
• помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в
осуществлении взаимосвязанной, скоординированной и эффективной
работы по внедрению инновационных педагогических технологий
воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с
семьями воспитанников и социумом;
• психологическое обеспечение образовательных программ в целях
адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и
личностным возможностям и особенностям дошкольников;
• обеспечение необходимого уровня психологической компетентности
педагогов в решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и разработок в области психологии для
практического использования в деятельности педагогов и специалистов;
• содействие распространению и внедрению в практику дошкольного
образовательного учреждения достижений в области отечественной и
зарубежной психологии.
3. Структура психолого-педагогической службы
3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под
непосредственным руководством заведующего детским садом, заместителя
заведующего по воспитательной работе и координируется нормативноправовой и методической базой научно-методического центра.
3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность
за еѐ организацию в дошкольном образовательном учреждении возлагается на
заведующего.
3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога,
учителя-логопеда, социального педагога определяется согласно штатных
единиц дошкольного образовательного учреждения на основании документов
об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется
специалистами ДОУ, окончившим высшее учебное заведение по
специальности «психология», «дефектология», «логопедия» и получившим
соответствующую квалификацию, имеющим диплом государственного
образца.

3.5. В деятельности психолого-педагогической службы дошкольного
образовательного учреждения выделяется три вида помощи: первичная,
квалифицированная и специализированная.
3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом
участникам дошкольного образовательного учреждения: педагогам, родителям
(законным представителям) воспитанников.
3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные
индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом,
учителем-дефектологом, учителем-логопедом, врачом.
3.8. Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой
здоровья, в состав которой входят:
• учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с
нарушениями речи;
• учитель-дефектолог, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих
нарушения развития;
• социальный педагог, который активно взаимодействует с семьей,
контролируя условия социального благополучия ребенка;
• медицинский персонал: педиатр наблюдает за здоровьем детей,
медсестра поддерживает соматически ослабленных воспитанников.
• все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное
психологическое сопровождение.
Эта структура представляет собой медико-психолого-социальнопедагогический консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее
подходящий образовательный маршрут и реализует его совместно с
воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников.
3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная
ставка педагога-психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются
присутственными (основными), другие 18 часов – методическими
(подготовительными) для подготовки соответствующих материалов и анализа
имеющихся результатов.
3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются
адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в дошкольное
образовательное учреждение.
3.11. По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп
осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а
также коррекция психического развития воспитанников, их эмоциональной
сферы через индивидуальные и подгрупповые занятия.
3.12. По отношению к воспитанникам с ЗПР – осуществляются развивающие и
коррекционные групповые занятия, медико-психологическое сопровождение.
3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста
оказывается психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная
работа по развитию интеллектуальных способностей и подгрупповая по
развитию эмоциональной сферы.

3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам
диагностики, формируется «группа риска» для их сопровождения всеми
участниками воспитательно- образовательной деятельности.
3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог
осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ДОУ, программ,
утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов
познавательных возможностей, особенностей всей когнитивной сферы
ребенка, проведенных на основе валидных разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической
службы
4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным
сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями (законными
представителями) воспитанников ДОУ через:
• психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих
семинаров – тренингов, бесед);
• психопрофилактику;
• диагностическую работу;
• коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
• консультативную деятельность.
4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогомпсихологом на:
• психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к
условиям дошкольного образовательного учреждения;
• индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных,
личностных и социально-психологических особенностей);
• групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников
ДОУ к школьному обучению, состояние эмоциональнопсихологического климата в группе);
• индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных
представителей) воспитанников по результатам индивидуальных и
групповых обследований;
• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
• групповые коррекционно-развивающие занятия;
• просветительская работа (просветительские мероприятия);
• экспертная работа (мероприятия).
4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на:
• организационно-методическую работу (подготовка соответствующих
материалов и анализа имеющихся результатов).
4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий
осуществляется только с согласия родителей, а медико-психолого-социальнопедагогическое сопровождение каждого ребенка проводится согласно
двухстороннего договора с родителями (законными представителями)
воспитанников детского сада.

4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных
представителей) воспитанников через консультации, участие в педагогических
советах, родительских собраниях, проведение тренингов по вопросам
развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
4.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и
формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и
методов профессионального применения.
4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей
группы риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного
психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.
4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию
психологической перегрузки педагогического коллектива.
4.8. Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы).
5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагогпсихолог, как и любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ
несут персональную ответственность за объективность специализированных
заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных
методов работы, обоснованность рекомендаций.
5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за
сохранение протоколов обследований, ведение документации психологопедагогической службы в соответствии с формами установленного образца.
5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного
образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за
проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной
компетенции.
5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психологопедагогической службы ДОУ:
• рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
• применяют современные научно обоснованные методы
профилактической, диагностической, развивающей, и коррекционной
работы;
• в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского
сада, задач его полноценного психического и физического развития;
• выполняют распоряжения и указания соответствующих органов
управления образованием, администрации дошкольного
образовательного учреждения;
• взаимосвязаны с социальной службой;
• оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому
коллективу дошкольного образовательного учреждения в решении
основных проблем воспитательно-образовательной деятельности,

необходимую и возможную помощь детям в решении их
индивидуальных проблем;
• содействуют развитию психолого-педагогической грамотности
родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах детской
психологии, дефектологии, педагогики, соблюдения прав детей;
• ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных
представителей) воспитанников, педагогов;
• повышают свой профессиональный уровень.
5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право:
Педагог-психолог:
• на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим
дошкольным образовательным учреждением.
Все участники психолого-педагогической службы ДОУ:
• на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и
соответствующими распоряжениями Правительства Российской
Федерации, действующих для специалистов системы образования
(продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);
• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с
воспитанниками, родителями (законными представителями) и
педагогическими работниками, выбирать формы и методы этой работы,
решать вопрос об очередности проведения различных видов работ,
выделяя приоритетные направления;
• на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения
условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных
обязанностей;
• отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным
этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим
Положением;
• знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;
• обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья
воспитанников, а также по вопросам их социального положения и
прочих;
• участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов дошкольного образовательного учреждения,
в работе комиссий по опеке и попечительству и других, решающих
судьбу ребенка;
• вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования
современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед,
семинаров и выступлений;
• выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научнопопулярных газетах, журналах и пр.; это положение н.com/node/2211

• обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам
предоставления помощи воспитанникам.
6. Поощрения
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены
психолого-педагогической службы ДОУ могут поощряться согласно
положениям Трудового Кодекса Российской Федерации, Коллективного
договора, Устава и по приказу заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы
являются:
• качество и своевременность проводимых обследований по направлениям
деятельности;
• надежность принимаемых на их основе решений;
• эффективность психолого-педагогических воздействий на участников
воспитательно-образовательных отношений;
• качество оформления заключений и рекомендаций;
• уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном
учреждении.
6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за
выполнение следующих показателей:
• увеличение контингента воспитанников, прошедших психологопедагогическое обследование и получивших квалифицированную
помощь;
• рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному
обучению;
• уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью
адаптации к детскому саду;
• расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников,
получивших необходимую консультационную помощь;
• сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с
персоналом дошкольного образовательного учреждения;
• своевременное изучение и оптимизация социально-психологического
климата в педагогическом коллективе дошкольного образовательного
учреждения.
6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из
фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада
в конечный результат.
6.5. Работу руководителя психолого-педагогической службы оценивает
заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе
дошкольного образовательного учреждения.

7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы
ДОУ
7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую
документацию и отчетность:
• план работы педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения;
• перспективный план работы с детьми на год, квартал;
• заключение по результатам проведенного психодиагностического
исследования;
• журнал консультаций педагога-психолога;
• журнал учета групповых форм работы;
• план психолого-социальной помощи ребенку;
• карта психологического обследования ребенка;
• программа работы педагога-психолога с группой.
• программа коррекционно-развивающих занятий с учетом:
- требований к авторским программам;
- журнал планирования и учета групповых занятий;
- журнал планирования и проведения индивидуальных занятий.
• групповые тетради для рекомендаций педагогам;
• графические таблицы для заполнения результатов диагностических
данных, позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого
ребенка и всей группы дошкольного образовательного учреждения в
целом.
7.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты:
• справку с мониторингом развития психических процессов детей,
нуждавшихся в психологической и медико-педагогической помощи;
• информацию о пополнении оснащения кабинета педагога-психолога;
• материалы из опыта работы по приоритетной деятельности.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является
локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете,
согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1
настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».