1. Общие положения 1.1. Положение МБДОУ № 18 разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Настоящее Положение определяет цель, задачи, направления деятельности и организационную структуру службы, устанавливает права и обязанности, порядок управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической службы и направлено на утверждение статуса данной службы в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Под психолого-педагогической службой ДОУ понимают организационную структуру, определяющую совместную деятельность педагога-психолога и специалистов дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на психологическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности. 1.4. Правовой и организационно-методической основой формирования психолого-педагогической службы в ДОУ выступают: • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; • Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017 года); • письмо Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; • письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000г «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»; • правовая база дошкольного образовательного учреждения; • настоящее Положение. 1.5. Психолого-педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования и психологопедагогического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях. 1.6. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в дошкольном образовательном учреждении. 1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного взаимодействия». 1.8. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, предметом - социальнопсихологические условия успешного воспитания и развития. 2. Цели и задачи психолого-педагогической службы 2.1. Цели: • содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению психолого-педагогических основ социализации ребенка; • помощь администрации и педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностно-ориентированного и воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных представителей), педагогов и специалистов; • содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 2.2. Основные задачи: • психологический анализ социальной ситуации развития единого воспитательно-образовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения; • обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их познавательных интересов и продуктивной деятельности; • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей, формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и саморазвитию; • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии; • помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом; • психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников; • обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов; • содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии. 3. Структура психолого-педагогической службы 3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под непосредственным руководством заведующего детским садом, заместителя заведующего по воспитательной работе и координируется нормативноправовой и методической базой научно-методического центра. 3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за еѐ организацию в дошкольном образовательном учреждении возлагается на заведующего. 3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога определяется согласно штатных единиц дошкольного образовательного учреждения на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации. 3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами ДОУ, окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология», «дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим диплом государственного образца. 3.5. В деятельности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и специализированная. 3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом участникам дошкольного образовательного учреждения: педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников. 3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, врачом. 3.8. Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой здоровья, в состав которой входят: • учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с нарушениями речи; • учитель-дефектолог, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих нарушения развития; • социальный педагог, который активно взаимодействует с семьей, контролируя условия социального благополучия ребенка; • медицинский персонал: педиатр наблюдает за здоровьем детей, медсестра поддерживает соматически ослабленных воспитанников. • все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое сопровождение. Эта структура представляет собой медико-психолого-социальнопедагогический консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников. 3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка педагога-психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов. 3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение. 3.11. По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также коррекция психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через индивидуальные и подгрупповые занятия. 3.12. По отношению к воспитанникам с ЗПР – осуществляются развивающие и коррекционные групповые занятия, медико-психологическое сопровождение. 3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы. 3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики, формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности. 3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ДОУ, программ, утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе валидных разработок (методик). 4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы 4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ через: • психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров – тренингов, бесед); • психопрофилактику; • диагностическую работу; • коррекционную (развивающую и сопровождающую работу); • консультативную деятельность. 4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогомпсихологом на: • психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям дошкольного образовательного учреждения; • индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и социально-психологических особенностей); • групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников ДОУ к школьному обучению, состояние эмоциональнопсихологического климата в группе); • индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований; • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; • групповые коррекционно-развивающие занятия; • просветительская работа (просветительские мероприятия); • экспертная работа (мероприятия). 4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на: • организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов). 4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий осуществляется только с согласия родителей, а медико-психолого-социальнопедагогическое сопровождение каждого ребенка проводится согласно двухстороннего договора с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. 4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. 4.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения. 4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении. 4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива. 4.8. Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы). 5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы 5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагогпсихолог, как и любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несут персональную ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций. 5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение протоколов обследований, ведение документации психологопедагогической службы в соответствии с формами установленного образца. 5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции. 5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психологопедагогической службы ДОУ: • рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей профессиональной компетенции; • применяют современные научно обоснованные методы профилактической, диагностической, развивающей, и коррекционной работы; • в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач его полноценного психического и физического развития; • выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения; • взаимосвязаны с социальной службой; • оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем; • содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии, педагогики, соблюдения прав детей; • ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов; • повышают свой профессиональный уровень. 5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право: Педагог-психолог: • на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим дошкольным образовательным учреждением. Все участники психолого-педагогической службы ДОУ: • на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.); • самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления; • на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; • отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением; • знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности; • обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также по вопросам их социального положения и прочих; • участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов дошкольного образовательного учреждения, в работе комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка; • вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений; • выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научнопопулярных газетах, журналах и пр.; это положение н.com/node/2211 • обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам. 6. Поощрения 6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психолого-педагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового Кодекса Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются: • качество и своевременность проводимых обследований по направлениям деятельности; • надежность принимаемых на их основе решений; • эффективность психолого-педагогических воздействий на участников воспитательно-образовательных отношений; • качество оформления заключений и рекомендаций; • уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении. 6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение следующих показателей: • увеличение контингента воспитанников, прошедших психологопедагогическое обследование и получивших квалифицированную помощь; • рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению; • уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к детскому саду; • расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников, получивших необходимую консультационную помощь; • сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом дошкольного образовательного учреждения; • своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения. 6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. 6.5. Работу руководителя психолого-педагогической службы оценивает заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе дошкольного образовательного учреждения. 7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы ДОУ 7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и отчетность: • план работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения; • перспективный план работы с детьми на год, квартал; • заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования; • журнал консультаций педагога-психолога; • журнал учета групповых форм работы; • план психолого-социальной помощи ребенку; • карта психологического обследования ребенка; • программа работы педагога-психолога с группой. • программа коррекционно-развивающих занятий с учетом: - требований к авторским программам; - журнал планирования и учета групповых занятий; - журнал планирования и проведения индивидуальных занятий. • групповые тетради для рекомендаций педагогам; • графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных, позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы дошкольного образовательного учреждения в целом. 7.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты: • справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в психологической и медико-педагогической помощи; • информацию о пополнении оснащения кабинета педагога-психолога; • материалы из опыта работы по приоритетной деятельности. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.