1. Общие положения 1.1. Положение МБДОУ № 18 разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Положение МБДОУ № 18 определяет основные цели, задачи и функции, направления и виды деятельности психологической службы, права, обязанности и ответственность сотрудников службы, а также документацию психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 1.3. Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности ДОУ, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами коллектива и родителями (законными представителями) воспитанников. 1.4. Под психологической службой понимается деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с участием группы специалистов. 1.5. Деятельность педагогической службы дошкольного образовательного учреждения ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение образовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения. 1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г); Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; письмом Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», настоящим Положением, а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.7. Основной целью деятельности психологической службы (педагога психолога) в ДОУ является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогической деятельности. 1.8. В решении всех проблем психологическая служба дошкольного образовательного учреждения руководствуется интересами воспитанника и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!” 2. Цели и задачи психологической службы 2.1. Цель психологической службы ДОУ – обеспечение полноценного психического и личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. 2.2. Основные задачи психологической службы: • максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; • создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном образовательном учреждении; • изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер; • составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей; • содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка; • иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. 2.3. Психологическая служба ДОУ призвана содействовать: • созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; • повышению качества воспитательно-образовательной деятельности на дошкольной ступени; • повышению психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения; • развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. 3. Функции психологической службы 3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 3.2. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. 3.4. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. 3.5. Оказание помощи воспитанникам ДОУ, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. 3.6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы дошкольного образовательного учреждения. 3.7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами (воспитателями) и родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. 3.8. Обучение сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми. 3.9. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. 4. Основные направления, виды деятельности психологической службы К основным направлением деятельности психологической службы ДОУ относятся: 4.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей. 4.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников педагогических отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 4.3. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявления причин механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации. Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 4.4. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь участникам воспитательно-образовательных отношений воспитанникам дошкольного образовательного учреждения, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. 4.5. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, медицинского работника, других специалистов ДОУ (разработка рекомендаций программ коррекции, контроль ее выполнения). 4.6. Психологическая поддержка деятельности ДОУ: • при подготовке к лицензированию дошкольного образовательного учреждения проведении экспертизы коммуникативной компетентности педагогов и специалистов; • анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения запросов на образовательную деятельность; • изучение личности и профессионального потенциала сотрудников дошкольного образовательного учреждения; • при необходимости кадровой перестановки в дошкольном образовательном учреждении (причиной может быть психонесовместимость); • разрешение конфликтов в дошкольном образовательном учреждении; • оказание помощи в построении системы управления коллективом дошкольного образовательного учреждения. 4.7. Консультативная деятельность - оказание помощи родителям (законным представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим специалистам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей. 5. Ответственность сотрудников психологической службы 5.1. Сотрудники психологической службы ДОУ несут персональную ответственность: • за достоверность результатов психологического диагностирования; • за адекватность диагностических и коррекционных методов; • за обоснованность выдаваемых рекомендаций; • за соблюдение настоящего Положения; • за грамотное ведение документации; • за сохранность протоколов и других документов психологической службы; • за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных. 5.2. Сотрудники психологической службы ДОУ несут ответственность за сохранность материально-технических средств, вверенных для работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 6. Обязанности и права сотрудников психологической службы 6.1. Сотрудники психологической службы ДОУ обязаны: 6.1.1. В своей деятельности руководствоваться Программой психологической службы, Кодексом психолога, Уставом дошкольного образовательного учреждения, настоящим Положением. 6.1.2. Участвовать в работе методических объединений, психологических конференций и семинаров, проводимых вышестоящими организациями. 6.1.3. Постоянно повышать свой профессиональный уровень. 6.1.4. Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией дошкольного образовательного учреждения и руководством психологической службы Управления образования. 6.1.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. 6.1.6. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника дошкольного образовательного учреждения. 6.1.7. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 6.1.8. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы. 6.1.9. Информировать участников педагогических советов, психологических консилиумов, администрацию дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании и результатах проводимой работы. 6.2. Сотрудники психологической службы ДОУ имеют право: 6.2.1. Принимать участие в педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях и т.д. Источник положения тут http://ohrana-tryda.com/node/2210 6.2.2. Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников детского сада. 6.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией. 6.2.4. Выступать с обобщением опыта своей работы. 6.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. 6.2.6. Участвовать в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, ВУЗов и т.д. 6.2.7. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 7. Документация психологической службы 7.1. Документация психологической службы включает: • Положение о психологической службе дошкольного образовательного учреждения; • годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного образовательного учреждения; • календарные планы; • банк психодиагностических методик; • листы коррекционной работы; • результаты психологического обследования; • журнал регистрации индивидуальных консультаций; • журнал учета видов работы (регистрационный) • планы и программы проводимых занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая); • аналитико-статистический годовой отчет, месячный отчет (по стандартизированной форме); • аналитические справки о проделанной работе; • результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты, протоколы обследования, заключения, сводные таблицы); • методические рекомендации для воспитателей детского сада; • рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о психологической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.