Положение о логопедическом пункте

1. Общие положения
1.1. Положение МБДОУ № 18 разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с
изменениями от 8 декабря 2020 года, Инструктивным письмом Минобрнауки
России от 14.12.2000г № 2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения», Приказом Министерства просвещения РФ
от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», а также Уставом дошкольного образовательного
учреждения.
1.2. Локальный акт определяет цель и задачи, порядок создания и направления
деятельности логопедического пункта в ДОУ, материально-техническую базу и
финансовое обеспечение работы, регламентирует его комплектование,
организацию, а также устанавливает обязанности, права и ответственность
участников коррекционно-образовательных отношений и перечень
необходимой документации.
1.3. Положение направлено на реализацию ФГОС дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года с
изменениями на 21 января 2019 года, Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля
1998 г «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с
изменениями на 31 июля 2020 года, а также Конвенции о правах ребенка.
1.4. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим ДОУ
при наличии соответствующих нормативно-правовых,
материально-технических, программно-методических и кадровых условий с
целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи
детей дошкольного возраста.
1.5. Настоящий локальный акт регламентирует деятельность ДОУ по вопросам
организации работы логопедического пункта на территории дошкольного
образовательного учреждения, устанавливает основные направления,
регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность
логопункта, гарантирует возможности для получения логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения речи, обеспечивает условия для их
личностного развития, педагогической реабилитации.
1.6. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное
расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20
детей с легкими речевыми нарушениями, в возрасте 4 – 7 лет на одну ставку).
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем
ликвидации по решению Учредителя или заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении
ими основной образовательной программы дошкольного образования.

2.2. Основные задачи логопункта:
 выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
 определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или)
компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности,
а также индивидуально-личностных особенностей детей;
 осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у
детей дошкольного возраста;
 предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей
дошкольного возраста;
 формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями
речи;
 воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи,
сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
 реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной
группе с получением специальной помощи в развитии речи;
 осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ,
родителей воспитанников (законных представителей);
 совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
 интеграция воспитания и обучения детей с получением
специализированной помощи в развитии речи;
 распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с
целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для
оптимизации процесса логопедического воздействия.
3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ:
3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной
коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста
с учетом их ведущего вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
 оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного
учреждения;
 организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающей
деятельности;
 организация и систематизация методического фонда логопедического
пункта в соответствии с требованиями к его оснащению;
 сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и
еѐ анализ.
4. Порядок создания логопункта
4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении
открывается при необходимости исправления нарушений речи у дошкольников

4-7 лет на основании данных обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ в срок до
октября текущего года, на основании утвержденного
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) списочного
состава детей с нарушениями речи.
4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на Совете
ДОУ, возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе дошкольного
образовательного учреждения, разрабатывается и утверждается “Положение о
логопедическом пункте в ДОУ”.
4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает
создание условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической
работы; подбирает учителей-логопедов для коррекционной работы.
4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим
или дефектологическим образованием, владеющее методами
нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других
высших психических функций, индивидуального и подгруппового
восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в
области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии
с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по
разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи,
посещающих дошкольное образовательное учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте
осуществляется по заключению ПМПК, на основании приказа заведующего
дошкольным образовательным учреждением и заявления родителей (законных
представителей) воспитанника.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие
нарушения в речевом развитии:
 фонематические;
 фонетико-фонематические;
 фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
5.4. Не подлежат приѐму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжѐлыми
нарушениями речи (ОНР - I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой
психического развития). Родителям (законным представителям) таковых детей
рекомендуется направление в специализированные дошкольные учреждения, в
которых есть логопедические группы для достижения максимального эффекта в
работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа родителей (законных
представителей) воспитанника от перевода ребѐнка со сложной речевой
патологией в специализированные группы учитель-логопед детского сада не
несѐт ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную
работу по коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года.
5.6. Учитель-логопед ДОУ в течение учебного года проводит обследование

речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения,
достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования формируется
списочный состав детей с 4 до 7 лет для коррекционной работы и представляется
в 3-х экземплярах в ПМПК.
5.7. На РПМПК для зачисления ребенка в логопедический пункт необходимо
предоставить те же документы, что и зачисления в логопедическую группу.
5.8. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения производится по мере освобождения места в течение всего учебного
года.
5.9. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих
логопедический пункт, осуществляется заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
6. Организация деятельности логопедического пункта
6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение
речи, на логопункте дошкольного образовательного учреждения являются
индивидуальные и подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как
в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по
графику, утвержденному приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени,
предусмотренному физиологическими особенностями возраста детей и СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость
подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.
Длительность проведения индивидуальных занятий от 10-20 минут,
подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте
соответствует работе дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с
детьми, имеющими НПОЗ (не произношение отдельных звуков), 1 год - с
детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН) речи; детям с
ФФН дизартрический компонент, заикание – 2 года. По решению специалистов
ПМПК.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ
обеспечивается:
 своевременным обследованием детей;
 рациональным составлением расписаний совместной образовательной
деятельности с детьми;
 планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;
 оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения
необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями
(законными представителями) воспитанников.
6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей,
посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о
взаимодействии, заявление о зачислении ребенка на логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после
обследования специалистами ПМПК в течение учебного года. Списки
детей-выпускников оформляются протоколом в трѐх экземплярах по единой
форме
6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном
логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на
непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на
организационно-методическую и консультативную работу с педагогическими
работниками и родителями (законными представителями) воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных
требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать
индивидуальные отклонения в формировании речи воспитанника, слышать
дефекты речи, обращать внимание на чистоту произношения. Сайт положений
для ДОУ http://ohrana-tryda.com
6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий
несут родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед,
воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением.


7. Участники коррекционно-образовательной деятельности
7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте
дошкольного образовательного учреждения являются ребенок, родители
(законные представители) воспитанника, учитель-логопед, педагог-психолог и
воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:
 проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное
выявление детей с первичной речевой патологией;
 регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической
помощи, оптимальное комплектование групп;
 определение периодичности, продолжительности проведения
индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте
дошкольного образовательного учреждения;
 планирование и осуществление качественной коррекционной работы с
детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению
нарушений в развитии устной речи;
 составление индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их
интеграцию в дошкольное образовательное учреждение;

оказание консультативной помощи детям и родителям (законным
представителям) воспитанников;
 отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников
ДОУ, зачисленных на логопедический пункт;
 корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов
логопедической помощи воспитанникам;
 оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского
сада, родителям (законными представителями) воспитанников в
определении причин нарушений речи, информирование их о ходе
коррекционной работы, дача рекомендаций;
 осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ,
педагогом-психологом, врачами-специалистами детской поликлиники и
специалистами ПМПК;
 информирование участников педагогического совета о задачах,
содержании и результатах работы на логопедическом пункте дошкольного
образовательного учреждения;
 повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах развития и воспитания детей
дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения;
 ведение необходимой документации по планированию, проведению
коррекционной работы;
 участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
 составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:
 самостоятельно отбирать методы и приѐмы коррекционной работы с
воспитанниками дошкольного образовательного учреждения;
 повышать свою профессиональную квалификацию и проходить
аттестацию в соответствии с действующими нормативными документами;
 осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения,
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
 контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому
развитию детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного
образовательного учреждения.
7.4. Ответственность учителя-логопеда
 учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом
пункте ДОУ, несет ответственность за организацию и своевременное
выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное
комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с
нарушениями речи.
7.5. Воспитатель ДОУ:
 создает предметную развивающую среду для своевременного речевого
развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной
речи детей всей группы;


проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы
дошкольного образования воспитанниками, зачисленными на
логопедический пункт;
 наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки
и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных,
искаженных) вариантов развития устной речи;
 планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу
по речевому развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;
 участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в
речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических
особенностей воспитанников ДОУ, зачисленных на логопедический
пункт;
 осуществляет контроль над правильным произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у
детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской
деятельности, режимных моментах в течение дня.
 взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными
представителями) воспитанников ДОУ по вопросам освоения
образовательной программы детей, зачисленных на логопедический
пункт.
 вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, зачисленных на логопедический пункт, обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
7.6. Администрация ДОУ:
 обеспечивает создание условий для проведения с детьми
коррекционно-педагогической работы;
 подбирает педагогических работников для коррекционной работы.
 обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием,
учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной
работы согласно рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей,
занимающихся на логопедическом пункте в детском саду, внимательно
относиться к воспитанникам, сотрудничать в плане коррекционной работы с
родителями (законными представителями) воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции
ООН о правах ребенка, установленные законодательством Российской
Федерации и ФГОС дошкольного образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с
педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения по
преодолению речевых нарушений ребенка.


8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта
осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением, в
ведении которого находится логопедический пункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим
дошкольным образовательным учреждением, а также городской (районной)
ПМПК.
9. Документация логопедического пункта
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности
учитель-логопед ведет на логопункте ДОУ следующую документацию:
1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический
пункт дошкольного образовательного учреждения.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения.
4. Выписка из протокола заседания ПМПК по вводу и выводу детей из
логопедического пункта.
5. Речевые карты на каждого ребѐнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
6. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника,
зачисленного в логопедический пункт.
7. Акт обследования речевой деятельности.
8. Индивидуальные тетради воспитанников.
9. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного
учреждения.
10.Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых
нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного
обследования.
11.Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с
детьми.
12.График работы учителя-логопеда.
13.Журнал динамического наблюдения.
14.Журнал учета движения детей на логопункте.
15.Журнал учета посещаемости.
16.Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного
учреждения.
17.Рабочая программа.
18.Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий
требованиям действующих СаНПиН. Оригинал положения
http://ohrana-tryda.com/node/2225

10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины,
рисунки и таблицы, не связанные с коррекционной деятельностью.
10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения
возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его
санитарное состояние и ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным
учреждением, на базе которого он создан.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1.
настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».