Пояснительная записка Учебный план – нормативный документ, содержащий структуру образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения с учетом его специфики, учебно-методического, материально-технического оснащения и кадрового потенциала. Данный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки, распределяет время для реализации образовательной деятельности по областям в группах детей. Целостность педагогического процесса в учреждении обеспечивается реализацией образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028). Учебный план МБДОУ - детского сада № 18 на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии со следующими нормативными документами: ‒Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒Устав МБДОУ; ‒Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; ‒Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; ‒Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ‒Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» ‒Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ‒Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); Учебный план ДОУ учитывает в полном объёме возрастные особенности детей и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утверждённая в ДОУ. Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, федеральной образовательной программой дошкольного образования, Уставом ДОУ, приоритетного направления ДОУ, с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цели Программы: -разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Реализация Программы направлена на: - создание ПДР (пространство детской реализации)-поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка; - создание условий для самореализации ребенка; - создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения с взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально - комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих задач: обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением: -инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. -вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности. 3 занятие по физическому развитию проводится на прогулке Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников. Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в разновозрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. ДОУ работает в режиме 5-дневной недели с 10,5-часовым пребыванием дошкольников . Структура учебного плана организованной образовательной деятельности Учебный день делится на три блока: 1) утренний образовательный блок включает в себя: самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем; утренний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога) 2) развивающий блок представляет собой: организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности); наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке; 3) вечерний блок включает в себя: совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную самостоятельную деятельность воспитанников; образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурно- оздоровительного направления. вечерний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога) На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. В расписании учтены возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в разновозрастной группе. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: Ранний возраст – не более 10 мин. – 1 час 40 минут в неделю, допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. Младшая подгруппа – не более 15 мин. – 2 часа 30 минут. В первой половине дня – 30 минут. Средняя подгруппа – не более 20 мин. – 4 часа в неделю. В первой половине дня – 40 минут. Старшая подгруппа – не более 25 мин.– 5 часов 25 мин. в неделю. В первой половине дня – 50 минут. Подготовительная подгруппа – не более 30 мин. – 7 часов в неделю. В первой половине дня – 1час 30 мину. Занятия: 1. Задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказывался в ситуации успеха. 2. Соответствуют деятельностному подходу, то есть опираются на детские смыслы и интересы, специфически детские виды деятельности, чтобы дети были активными, заинтересованными участниками процесса. 3. В занятиях соблюдается принцип возрастного соответствия, то есть на занятиях учитываются возрастные особенности развития детей и опираются на ведущий вид деятельности. 4. Занятие строиться на принципах развивающего обучения, то есть работа направлена не столько на накопление знаний детей, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. 5. При подборе материала для занятий учитывается принцип культуросообразности, то есть используется материал, отвечающий культурно-историческим ценностям и традициям народов РФ. 1. Планирование воспитательно – образовательного процесса на 2024 – 2025 учебный год Таблица 1. Учебный план на 2024 - 2025 учебный год Образовательные области Ранний Младшая Средняя возраст подгруппа подгруппа Нед. Мес. Год Нед. Мес. Год Нед. Мес. Год Старшая Подготовительная подгруппа подгруппа Нед.Мес. Год. Нед. Мес. Год Познавательное развитие Формирование элементарных 1 математических представлений Ознакомление с окружающим 1 миром. Развитие речи. 2 4 36 4 36 8 72 1 1 1 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 Речевое развитие 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 72 72 18 18 2 2 0.5 0,5 8 8 2 2 72 72 18 18 Художественно-эстетическое развитие Музыка Рисование Лепка Аппликация 2 1 1 - 8 4 4 - 72 36 36 - 2 1 0,5 0,5 8 4 2 2 72 36 18 18 2 1 0,5 0,5 8 4 2 2 72 36 18 18 2 2 0.5 0,5 8 8 2 2 Физическое развитие Здоровье Физическая культура 3 12 108 Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в процессе режимных моментов 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 Социально-коммуникативное развитие Социализация Безопасность Труд Недельная нагрузка Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в процессе режимных моментов 1 час 40 мин 2 часа 45 мин 4 часа 5 часов 25мин 7 часов Часть формируемая участниками образовательного процесса Познавательное развитие (конструктивная деятельность) Речевое развитие Итого Недельная нагрузка В режиме В режиме В режиме 1 раз в неделю 1 раз в неделю В режиме 10 1 час 40 мин В режиме 11 занятий 2 часа 45 мин В режиме 12 занятий 4 часа В режиме 14 занятий 5 часов 50 мин В режиме 15 занятий 7 часов 30 мин Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Виды деятельности Чтение художественной литературы Конструктивно -модельная деятельность Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов подгруппа младшая средняя старшая раннего подгруппа подгруппа подгруппа возраста ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю Таблица 2 подготовитель ная к школе подгруппа ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурство Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Трудовая деятельность Наблюдения ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Виды деятельности Самостоятельная игра Познавательноисследовательская деятельность Самостоятельная деятельность в уголках группы Таблица 3 подгруппа младшая средняя старшая подготовительная раннего подгруппа подгруппа подгруппа к школе возраста подгруппа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно Оздоровительная работа Таблица 4 Виды подгруппа младшая средняя старшая подготовительная деятельности раннего подгруппа подгруппа подгруппа к школе возраста подгруппа Утренняя ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно гимнастика Комплексы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно закаливающих мероприятий Гигиенические ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно мероприятия