Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дополнительного образования "Юный эколог" 2024 – 2025 учебный год

Паспорт программы
Образовательная программа «Юный эколог»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования
Супрунова С.И.
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 18
Адрес: РСО-Алания, Моздокский район, п. Притеречный, ул. Советская,15
тел: 8(86736)54-6-30
Электронная почта: suprunowa.sveta2015@yandex.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детский сад № 18
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: Развитие элементарных экологических знаний у
обучающихся посредством изучения взаимосвязи живых организмов и
неживой природы, влияния человека на окружающий мир.

Направленность программы: естественно - научная
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
эколог» (далее программа) имеет естественнонаучную направленность и
разработана для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Программа
направлена на формирование и развитие экологического воспитания
дошкольников.
● Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
● Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
● Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г. Москва)
● Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
● Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
● Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо
Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
● Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня
2019 года № МР-81/02вн)
● Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства
науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5
августа 2020 г. № 882/391) «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 г. Москвы),
● Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад № 18; и с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях естественнонаучной
направленности и спецификой работы учреждения.
Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы определена приказом Министерства
образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»:
Естественно - научная;
Реализующая программа естественно-научной направленности
направленна на формирование научной картины мира и удовлетворение
познавательных интересов воспитанников в области медицины и
естественных наук, на развитие у детей исследовательской активности,
нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и
взаимосвязей между ними.
Новизна.
Работая по данной программе, важно показать, что природные компоненты
связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо
сформировать у детей первичные представления о цикличности природных
явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники
должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста
информацию.
Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на
механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники
знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг
от друга, с существованием разных сред обитания и с приспособленностью
животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с
факторами, влияющими на их существование.
Актуальность.
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности.
Природа – наш дом и мы должны научиться жить в нём, не разрушая, не
уничтожая.
Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных
взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе
правильных форм взаимодействия с окружающим миром.
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни
всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше
будущее! Педагогическая целесообразность программы.
Практика показывает, что период дошкольного детства очень благодатное
время, когда в процессе целенаправленного педагогического воздействия у
детей можно сформировать основы экологической культуры, т.е. осознанно –
правильное отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребёнок уже
может понять, что каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть
всё необходимое для его жизни, что человек является частью природы, и всё
вокруг связано со всем.
Осознанно—правильное отношение рассматривается как совокупность
знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы;
понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать
или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на
любые объекты живой и не живой природы, их красоту. Красота

рассматривается с экологических позиций: красота гармонично
развивающегося, здорового организма в полноценной среде обитания.
Знания, которые ребенок получает на занятиях экологии – не цель, а только
средство для понимания природы и явлений природы.
То, что заложено в детстве, определяет в дальнейшем всю жизнь человека,
маленькие дети, как губка, впитывают в себя всё, что идёт от взрослого, от
окружающей среды.
Дети – чаще всего, знакомятся с объектами природы через иллюстрированные
энциклопедии, телевидение, видеофильмы, компьютерные игры. Но ведь
природа не где-то там..., она здесь, рядом с нами. На любой прогулке можно
увидеть и услышать самую обычную ворону, и шустрых синиц, и нагловатых
воробьёв. Нужно только внимательно оглянуться вокруг, рассмотреть землю
под ногами, небо над головой, луч солнца, вдохнуть полной грудью воздух,
найти своё отражение в капле дождя. Нужно разбудить в ребенке желание и
умение видеть красоту, добиваться не механических исполнений правил, а
понимания и отношения. Ведь потом может быть поздно, время может быть
упущено безвозвратно!
Усваивая взаимосвязи, причинно-следственные связи между объектами и
явлениями в природе, у ребёнка развивается мышление, память, внимание и
другие психические процессы.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более
чуткими, служит развитию эстетического чувства, симпатии, сенсорных
процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает
у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию
характера, интересов, происходит речевое развитие.
Если пронаблюдать динамику детского отношения к природе, то хорошо
видно, как занятия по экологии меняют их отношение к объектам природы.
Часто можно услышать от детей такие высказывания о некоторых
представителях живой и неживой природы (червяк, лягушка, змея, крыса;
глина, буря, земля…) - «Фу! Гадость, какая!», «Этот червяк такой противный,
страшный» или « Я их боюсь, не люблю».
А вот как меняется отношение ребёнка в процессе познания природы, её
законов и загадок: «Лужа мне улыбалась! »; « А я с червяком подружилась, он
меня попросил его на землю отнести, к деткам…»; « Нас с бабушкой берёза
грибами угостила ».
Эти высказывания говорят о том, что дети очеловечивают природу,
сближаются с ней. Они уже не пройдут мимо чужого страдания, их души не
очерствеют, безразличие не поразит их сердца.
Адресат программы: Программа «Юный эколог» рассчитана на 1 год
обучения и предназначена для детей 5-6 лет. В кружке должно заниматься не
более 15 человек.
Численный состав группы 5 человек. Допускается добор детей в группу, не
обучающихся ранее, на основе диагностики детей посредствам:
индивидуального опроса, тестирования, бесед с родителями.

Язык реализации программы - русский. Форма обучения – очная.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный эколог»:
с 01.09.2024 года по 31.05.2025 г. - 72 учебных часа.
Летний период с 01.06.2025 г. по 30.06.2025 г. – 8 часов.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут).
На занятии проводятся физкультминутки, проводится гимнастика на снятие
зрительного утомления.
Цель программы - Развитие элементарных экологических знаний у
обучающихся посредством изучения взаимосвязи живых организмов и
неживой природы, влияния человека на окружающий мир.
Задачи развития экологических представлений у детей:
Образовательные:
Обобщение представлений о временах года, о сезонных изменениях в
природе; установление связей между особенностями внешнего вида,
поведением животного и временем года. Обогащать представления детей о
многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных
климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера).
Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья,
кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и
отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
Развивающие:
Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и
действовать с природными объектами с учётом избирательности и
предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательноисследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе
способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении
в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и
растениями.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир,
видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в
деятельности и поведении. Воспитывать понимание детьми роли человека в
нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней.
Задачи оздоровительной направленности.
- Формировать умение взаимодействовать с природой.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с
природой.
- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять
обязанности дежурного в зоне природы.

- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному
участию.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать представление об экологических проблемах нашего поселка.
- Закрепить умение правильно вести себя в природе.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе
участия в продуктивных видах деятельности.
- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в
продуктивных видах деятельность.
- Совершенствовать умения отражать в продуктивных видах деятельности
свое отношение к миру природы.

Сводный учебный план

№
п\п

Наименование раздела, тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Мир природы осенью

18

3.

Мир природы зимой

18

4.

Мир природы весной

28

5.

Календарь природы

4

6.

Живое или неживое?

3

7.

Беседы, экскурсии
ВСЕГО часов

72

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Тема занятий
Количество занятий
всего

Вводное занятие, инструктаж по
технике безопасности,
знакомство с инструментом и
материалом
2.
Мир природы осенью
2.1. «Цветы на
участке осенью»
1.

теория

1

практика
1

вопросы

наблюдение

18
2

11
1

7
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2
2
2
2
18
2

2
2
1
1
1
13
2

2
2
2
2

1
1
2
2

3.6. «Зимняя красавица ель»
3.7. «Наблюдение за снегом и льдом»
3.8. «Жизнь птиц зимой»
3.9. «Мороз удивительный художник»

2
2
2
2

2
1
1
1

4.
Мир природы весной
4.1. «Выращиваем лук на окошке»
4.2. «Дикие звери весной»
4.3. «Лаборатория добрых дел»

28
2
2
2

17
1
2
1

11
1

4.4. «Наблюдения за сезонными
изменениями»

2

1

1

2.2. «Что нам осень подарила»
2.3. «Осень в белые туманы»
2.4. Развлечение
«К нам осень пришла»
2.5. «Сколько знаю я дождей»
2.6. «Домашние животные»
2.7. «Воробьишка»
2.8. «Синичкин праздник»
2.9. «Доброе, хорошее солнце»
3.
Мир природы зимой
3.1. «Дикие звери зимой»
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

«Снежинка»
«Защитите ель и сосну»
«Плыли по небу тучки»
«Снежный хоровод»

Формы
контроля,
аттестации

1
1
1
5

1
1

1
1
1

1

вопросы
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос
карточки
вопросы
наблюдение
опрос
педагогическое
наблюдение
вопросы
наблюдение
опрос
педагогическое
наблюдение
наблюдение
опрос
карточки
наблюдение
наблюдение
опрос
Педагогическое
наблюдение
вопросы

4.5. «К нам весна шагает быстрыми
шагами»
4.6. «Наши четвероногие друзья»
4.7. «Забота о здоровье»
4.8. «Первоцветы»
4.9. «Божья коровка»
4.10 «Русская березка»
.
4.11 «Пернатые гости»
.
4.12 «Весенний пейзаж»
.
4.13 «Солнышко на траве»
.
4.14 «Что такое облака, дождь, гроза?
.
5.
Календарь природы
5.1. Круговорот времён года
5.2. Почему бывает разное время года.

2

1

1

2
2
2
2
2

2
1
1
1
1

1
1
1
1

Педагогическое
наблюдение
наблюдение
опрос
вопросы
наблюдение
вопросы

2

1

1

наблюдения

2

1

1

Карточки

2

1

1

опрос

2

2

4
2
2

2
1
1

Живое или неживое?
Живая и неживая природа.

3
2

3
2

6.2. Разнообразие живых организмов
(растения, животные, грибы,
бактерии). Экология - наука о доме.
7.
Беседы, экскурсии

1

1

6.
6.1.

Всего часов

наблюдение
2
1
1

вопросы
вопросы
педагогическое
наблюдение
вопросы
вопросы,
наблюдение

72
часа

46
часов

26
часов

2
6
2

1
3
1

1
3
1

2
2
8
часов

1
1
4
часа

1
1
4
часа

Летний период
с 01.06. по 30.06.2025 года
1.
Вводное занятие
2.
Природа и человек
2.1. Здравствуй, Весёлое лето!
2.2. Охраняемые животные
2.3. Путешествие на поезде «Здоровье»
Всего часов:

опрос
педагогическое
наблюдение
опрос
наблюдение

Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность патриотизма - любовь к Родине, своему краю, своему
народу;
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей
ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к
природе.
Ценность социальной солидарности - свобода личная и национальная;
уважение и доверие к людям; справедливость, равноправие, милосердие,
честь, достоинство;
Ценность гражданственности - долг перед Отечеством, правовое
государство, гражданское общество, закон и правопорядок, забота о
благосостоянии общества;
Ценность семьи - любовь и верность, забота, помощь и поддержка,
равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших
и младших, забота о продолжении рода;
Ценность личности - саморазвитие и совершенствование, смысл
жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение,
достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к
личностному и нравственному выбору;
Ценность труда и творчества - уважение к труду, творчество и
созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
Ценность науки - ценность знания, стремление к познанию и истине,
научная картина мира;
Ценность искусства и литературы - красота, гармония, духовный мир
человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности
жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и
неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как
к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её
богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического,
психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей
человеческой способности – любви.

Календарный план воспитательной работы кружка
«Юный эколог » на 2024- 2025 учебный год
№
п/
п

Дата

Название
мероприятия

Форма проведения

1

13.09.2024 г.

«Мой любимый
детский сад »

Развлечение

2

20.09.2024 г.

« Моему городу
Моздоку»

Экскурсия

3

27.09.2024 г.

4

04.10.2024 г.

«День
дошкольного
работника»
« Во поле береза
стояла»

Музыкальнолитературный
досуг
Беседа, танец,
игры

5

11.10.2024 г.

6

18.10.2024 г.

7

25.10.2024 г.

«Осенний
хоровод»

Игры, рисование
«Листопад»

8

01.11.2024 г.

« Делай , как я »

Досуг

9

08.11.2024 г.

« Животные,
наши друзья»

Досуг

10

15.11.2024 г.

«Природа
Осетии»

Тематическое
занятие

11

22.11.2024 г.

«ДжеоргубаРазвлечение
праздник урожая»

12

29.11.2024 г.

« День матери »

« Мой Коста»

Чтение
художественной
литературы,
беседа, заучивание
стихотворений.
«Споёмте друзья» Развлечение

Развлечение

Ответственный

Супрунова С.И,
педагог дополнительного
образования.
Супрунова С.И,
педагог дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И,
педагог дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова СИ.,
педагог дополнительного
образования
Супрунова СИ., педагог
дополнительного
образования

13

06.12.2024 г.

«День
Беседа, занятие.
Государственного
герба»
«День Героев
Занятие, беседа
Отечества»

14

13.12.2024 г.

15

20.12.2024 г.

«Дружные
ребята»

Коммуникативная
игра

16

27.12.2024 г.

«Наступает
Новый год»

Выступление
кружка

17

10.01.2025 г.

«Проводы
елочки»

18

17.01.2025 г.

«Хорошо мы
потрудились»

Развлечение
«Прощание с
елочкой»
Коммуникативная
игра

19

24.01.2025 г.

20

31.01.2025 г.

«Зимний
спортивный
праздник»
«Мы со спортом
крепко дружим»

21

07.02.2025 г.

«В гостях у
сказки»

22

14.02.2025 г.

«Зиму
провожаем»

Выступление
кружка

23

21.02.2025 г.

«Защитники
Отечества»

Тематическое
развлечение

24

28.02.2025 г.

«День родного
языка»

Конкурс чтецов

25

06.03.2025г.

«8 марта »

Выступление
кружка, итоговое
мероприятие

26

14.03.2025 г.

« Наш поселокуголок России»

Досуг

Досуг
Коммуникативная
игра, творческая
деятельность
Развлечение

Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И, педагог
дополнительного
образования
Супрунова С. И., педагог
дополнительного
образования
Супрунова С.И,
педагог дополнительного
образования
Супрунова С.И,
педагог дополнительного
образования
Супрунова С.И,.
педагог дополнительного
образования
Супрунова С.И,
педагог дополнительного
образования
Супрунова С.И,
педагог дополнительного
образования

27

21.03.2025 г.

« Весенняя
Родина»

Слушание
весенних мелодий

Супрунова С.И.,
педагог дополнительного
образования
«Наш поселок –
Экскурсия
Супрунова С.И.
уголок России»
педагог дополнительного
образования
«Международный Коллективная
Супрунова С.И.,
день птиц»
творческая
педагог дополнительного
деятельность
образования
«Космическое
Тематическая НОД Супрунова С.И.,
путешествие»
педагог дополнительного
образования
«К нам Весна
Игровая и
Супрунова С.И.,
шагает»
творческая
педагог дополнительного
деятельность
образования
«Всемирный день Беседа.
Супрунова С.И.,
Земли»
Коммуникативная педагог дополнительного
игра
образования
«День Победы»
Выступление
Супрунова С.И.,
кружка на
педагог дополнительного
тематическом
образования
развлечении
«Народная
МузыкальноСупрунова С.И.,
музыка о природе литературная
педагог дополнительного
родного края»
композиция
образования

28

28.03.2025 г.

29

04.04.2025 г.

30

11.04.2025 г.

31

18.04.2025 г.

32

25.04.2025 г.

33

08.05.2025 г.

34

16.05.2025 г.

35

23.05.2025 г.

«День славянской
письменности и
культуры»
«Лето- лето »

Словесные и
дидактические
игры
Итоговое
мероприятие

36

30.05.2025.г.

37

06.06.2025 г.

«День рождения
А.С. Пушкина»

38

11.06.2025 г.

«День России»

39

20.06.2025 г.

«Помним,
скорбим»

40

27.06.2025 г.

«Сбережем
природу »

Супрунова С.И.,
педагог дополнительного
образования
Супрунова С.И.,
педагог дополнительного
образования
Тематическая НОД Супрунова С.И.,
педагог дополнительного
образования
Досуг
Супрунова С.И.,
педагог дополнительного
образования
Тематическая НОД Супрунова С.И.,
педагог дополнительного
образования
Экскурсия
Супрунова С.И.,
педагог дополнительного
образования

Перечень дидактических материалов
№
Наименование элементов перечня
п/п
1
Примерный инструментарий.
Методика экологического воспитания .
2
Диагностика экологического развития .

Примечание
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3

4

1. Папка «Деревья»- описание; беседа,
рассматривание.
2. Папка «Культурные растения» - картинки ;
беседы, отличия.
3. Папка «Экологические игры»- подборка
экологических игр.
4. Папка «Цветы»- по теме для занятий;
рассматривание, чем отличаются друг от друга, какие
цветы растут в Северной Осетии и т.д..
5. Папка «Лекарственные травы» рассматривание иллюстраций, беседы, описание.
6. Папка «Птицы »- беседа, описание,
рассматривание и т.д.
7. Папка «Дикие животные» - беседа, подборка
по теме занятий.
8. Папка «Домашние животные»- беседа,
подборка по теме занятий.
9. Папка « Грибы» - рассматривание
иллюстраций, описание, беседа.
9. Папка «Насекомые» - рассматривание
иллюстраций, описание, беседа.
10. Папка «Ягоды и фрукты» - описание, беседа,
рассматривание.
Картотека дидактических игр по экологии

5

Аудио записи живой природы

Приложение № 5

3

Приложение № 4

Формы и режим занятий.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
индивидуальная
групповая
фронтальная
Индивидуально-групповая
Экологическая
Работа по подгруппам
Занятие по типу может быть: комбинированным, теоритическим,
практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным и т.д.
Занятия в кружке не повторяются с занятиями НОД. Беседы занимают
15-20 минут. Это рассказы, дискуссии самих детей. Беседы имеют характер
контрольного опроса. Для контрольного опроса ответы краткие и понятные.
Возможные формы проведения занятий
Беседа
Выставка
Занятие-игра
Игра-путешествие
Игра сюжетно-ролевая
Лабораторное занятие
Наблюдение
Открытое занятие
Праздник
Практическое занятие
Презентация
Экскурсия
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на
каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и
добиться определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в программе «Юный
эколог» используются основные формы обучения:
 Интегрированные занятия;
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
 Выставки;
 Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые игры,
конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия,

работа с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.)
основное назначение метода – организация усвоения информации
обучаемым путем сообщения им учебного материала и объяснение его
успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод – один
из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и
систематизированного опыта человечества.
 Репродуктивный ( практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование).
Основное назначение опыта – формирование навыков и умений
использования и применения научных знаний. Суть метода состоит
в повторении (многократном) способа деятельности пол заданию
педагога. Деятельность педагога заключается в разработке и
сообщении образца, а деятельность воспитанника – в выполнении
действий по образцу.
 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.)
основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к
самостоятельной постановке и решению проблем.
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой
творческой деятельности обучаемых по решению новых для них
проблем.
 Игровой. Используется при реализации программы в следующих
случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы, раздела учебного предмета;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
Материально-техническое обеспечение:
 Групповое помещение( соответствующее санитарно-гигиеническим
нормам);
 Учебное оборудование (комплект мебели);
 Материалы и инструменты для проведения исследовательской
деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, различные
ёмкости и др.).
 Выставочное оборудование (выставочные витрины);
 Наглядные пособия (образцы изделий).

Методическое обеспечение:
 Набор нормативно-правовых актов;
 Наличие утвержденной программы;
 Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы,
карточки, альбомы и т.д.
 Методические разработки по блокам программы;
 Подборка информационной и справочной литературы;
 Подбор дидактических игр;
 Диагностический инструментарий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бабенко В. Г. Животные рядом с нами / В. Г. Бабенко . - Москва : Фитон
XXI, 2018- 223 с. : цв. ил. - Алф. указ. названий животных: с. 222-223
2. Вишневский В. А. Жизнь и поведение птиц / Василий Вишневский . [Изд. 2-е,доп. и перераб.] . - Москва : Фитон XXI, 2018 - 263 с. : цв. ил.,
табл. - Библиогр. втексте
3. Волцит
П.М. Большая энциклопедия
юного
натуралиста/П.Волцит – Москва:Издательство АСТ, 2016.- 188с.
4. Волцит П.М. Птицы. – Москва: Издательство АСТ, 2015.- 47с.
5. Горошилова Е. П. Знакомим дошкольников с окружающим миром:
перспективноепланирование, конспекты занятий для детей с 3 до 7 лет /
Е.П. Горошилова, Е.В.Шлык . - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2019
- 107, [1] с. - (Из опыта работы попрограмме "От рождения до школы")
- (Разработано в соответствии с ФГОС) Библиогр.: с. 105-106 (31 назв.)
6. Догерти Дж. Птицы/Пер. с англ. Н.С. Ляпковой – М.: РОСМЭН, 2017. –
48с.: с ил. –(Детская энциклопедия)
7. Долейш К. Следы зверей и птиц./Пер. с чеш. Г.Ф.Карасева. Под ред.
Н.Н. Руковского.- М.: Агропромиздат, 1987. – 224с.
8. Дунаева Ю. А. Наши сизокрылые соседи / Юлия Дунаева . - Москва :
Фитон XXI,2018 - 125, [2] с. : ил., цв. ил.
9. Жукс Л.И. В гармонии с природой. Изд. ООО «Красико-Принт», 2000. –
128с.
10. Жукс Л.И. Я люблю эту Землю. Изд. ООО «Красико-Принт», 2000. –
128с.
11. Звери мира / [гл. ред. М. Аксенова; авт. текст К. Михайлов] . - Москва :
Мирэнциклопедий Аванта+ : Астрель, 2010 - 216 с. : ил. - (Самые
красивые и знаменитые) - Указ. имен-таксонов в конце кн.
12. Ижевский С. С. Жизнь замечательных жуков / С.С. Ижевский, А.Л.
Лобанов,
А.Ю.Соснин . - Изд. 3-е, испр. . - Москва : Фитон XXI, 2018 - 367, [1] с. : цв.
ил. Библиогр. в тексте - Указ. рус. назв. насекомых: с. 363-364 - Указ. лат.
назв.насекомых: с. 365-368
13. Кошевар Д.В. Земля/ Д.В. Кошевар. – Москва: Издательство АСТ, 2016.
– 128с.

14. Кошевар Д.В. Планета Земля/ Д.В. Кошевар. – Москва: Издательство

АСТ, 2017. –64с.
15. Лукашанец Д. А. Самые редкие, красивые и удивительные насекомые
мира / Д. А.Лукашанец, Е. М. Лукашанец, Ф. В. Сауткин . - Москва : Э,
2016 - 255 с. : цв. ил. (Красная книга)
16. Манкузо С. О чем думают растения: тайная жизнь, скрытая от
посторонних глаз /Стефано Манкузо, Алессандра Виола; [пер. с англ. Т.
П. Мосоловой] . - Москва :БОМБОРА™ : Эксмо, 2019 - 204 с. : ил. (Сенсация в науке) - Библиография в примечаниях: с. 193-204
17. Мир животных. – М.: ВАКО, 2017. – 32с.: ил. – (Иллюстрированная
энциклопедия школьника)
18. Митителло К. Б. Тайный мир певчих птиц: [большая иллюстрированная
энциклопедия : 350 самых красивых фотографий птиц!] / Ксения Митителло,
Олег Хромушин . - Москва : Э, 2018 - 287 с. : цв. ил. - Алф. указ.: с. 285-287
19. Насекомые. – Москва: РОСМЭН, 2016. – 47с.
20. Петров В.В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учащихся. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 1982. – 127с.
21. Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. классов.-М.:
Просвещение, 2015. – 223с.
22. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель : кн. для
учащихся нач. классов.-М.: Просвещение, 2014. – 224с.
23. Плешаков А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики: кн. для учащихся нач. классов.-М.: Просвещение, 2014. – 160с.
24. Сафина К. За гранью слов: о чем думают и что чувствуют животные /
Карл Сафина; [пер. с англ. Ольги Новицкой, Юрия Гольдберга] . - Москва
: КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2018 - 558, [1] с. - (New York Times
bestseller) - Библиогр.: с. 555- 556 и в подстроч. примеч.
25. Травина И.В. Чудеса родной природы. – Москва: ЗАО «РОСМЭН», 2015.
– 18с.
26. Хельбро Э. Цветы/ Э.Хельбро; пер. с англ. И.В. Травиной. – М.:
РОСМЭН, 2017. – 32с.: ил. - (Энциклопедия для малышей)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».