ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол № 6 от 24.08.2023 г. /ЭТВЕ Зав — ‘ [БДОУ № 18 Супрунова С.И. о 4 от 24.08.2023 г. 'Ь с р ’ сч У WnZ СОГЛАСОВАНА Родительским комитетом Протокол № 1 от 23.08.2023 г. Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад №18 пос. Притеречного Моздокского района РСО-Алания на 2023 - 2026 учебный год Пояснительная записка. Данная программа «Юный эколог» способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики и координации рук, воображения, мышления, внимания, фантазии; воспитанию эстетического вкуса, трудолюбию, аккуратности, усидчивости, умению довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы в процессе занятий. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» (далее программа) имеет естественно-научную направленность и разработана для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Программа направлена на формирование и развитие экологического воспитания дошкольников. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определена приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: естественно - научная; Реализующая программа естественно-научной направленности направленна на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов воспитанников в области медицины и естественных наук, на развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними. Адресат программы: дети 5-6 лет Актуальность программы. Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Природа – наш дом и мы должны научиться жить в нём, не разрушая, не уничтожая. Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром. От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее! Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся. Отличительные особенности заключаются в содержании программы, что позволяет: Осознанно—правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на любые объекты живой и не живой природы, их красоту. Красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового организма в полноценной среде обитания. Знания, которые ребенок получает на занятиях экологии – не цель, а только средство для понимания природы и явлений природы. То, что заложено в детстве, определяет в дальнейшем всю жизнь человека, маленькие дети, как губка, впитывают в себя всё, что идёт от взрослого, от окружающей среды. Новизна программы – состоит в том, что работая по данной программе, важно показать, что природные компоненты связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо сформировать у детей первичные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста информацию. Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и с приспособленностью животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с факторами, влияющими на их существование. Педагогическая целесообразность программы Практика показывает, что период дошкольного детства очень благодатное время, когда в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать основы экологической культуры, т.е. осознанно – правильное отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребёнок уже может понять, что каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё необходимое для его жизни, что человек является частью природы, и всё вокруг связано со всем. Уровень освоения программы - базовый Цель программы - Развитие элементарных экологических знаний у обучающихся посредством изучения взаимосвязи живых организмов и неживой природы, влияния человека на окружающий мир. Основными задачами программы являются: Образовательные: Обобщение представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе; установление связей между особенностями внешнего вида, поведением животного и временем года. Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них. Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательноисследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней. Задачи оздоровительной направленности. - Формировать умение взаимодействовать с природой. - Приобщать к ценностям здорового образа жизни. - Знакомить с правилами личной безопасности. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой. - Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в зоне природы. - Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию. Задачи природоохранного направления. - Формировать представление об экологических проблемах нашего поселка. - Закрепить умение правильно вести себя в природе. - Формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности. - Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность. - Совершенствовать умения отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы. Объём и сроки освоения программы: Программа «Юный эколог» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 5-6 лет. В кружке должно заниматься не более 15 человек. Допускается добор детей в группу, не обучающихся ранее, на основе диагностики детей посредствам: индивидуального опроса, тестирования, бесед с родителями. Язык реализации программы - русский. Форма обучения – очная. Сроки реализации программы 1 год, 36 недель, 9 месяцев. Объём реализуемой программы – 72 часа, 2 часа в неделю. С 01.06.2025 г. по 30.06.2025 г. в летний период проводятся с детьми 8 занятий по 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут). Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую работу детей. Язык реализации программы – русский. Форма обучения – очная. Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать 5-10 минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих обучающихся. Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для контрольного опроса можно применять «карточки – задания», ответы на которые должны быть краткими и понятными. Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и добиться определенных результатов. Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с самостоятельной практической деятельности детей в данной программе используются основные формы обучения: Интегрированные занятия; Практические занятия; Игровые формы организации занятий; Выставки; Экскурсии; Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества. Репродуктивный ( практические упражнения и задания; алгоритмы; программирование). Основное назначение опыта – формирование навыков и умений использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога. Деятельность педагога заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность воспитанника – в выполнении действий по образцу. Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа; случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.) основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект). Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением). Критерии и показатели результатов программы: Образовательный: Качество усвоения; Уровень овладения деятельностью; Социологический: Умение строить отношения в коллективе; Уровень развития коллектива Индивидуально-личностные: Широта и устойчивость интересов; Общекультурный кругозор; уровень мышления, воли, эмоциональной сферы; степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать, принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных возможностей, терпимость и лояльность. Воспитанности: сформированность качеств; Психологического комфорта: степень оптимизма, защищенности, уверенности; эмоциональное состояние; межличностные отношения; социальное благополучие. Предполагаемы результаты: Образовательный блок: К концу года дети будут знать: Основы экологического воспитания дошкольников; Основные приемы методы эколого – исследовательской деятельности. Технику безопасности при работе с различным материалом; Об экологических системах (лес, луг, водоём). Обобщённые представления о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т.д.), о растениях (деревья, кустарники, цветы и т.д.), о сезонных явлениях. О приспособляемости растений и животных к условиям жизни. О природно-климатических зонах Земли. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах. О причинно-следственных связях между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. К концу года дети будут уметь: Пользоваться раздаточным материалом: Работать со схемами и рисунками; Принимать собственные цветовые, композиционные решения изготовления изделий; Соблюдать правила по технике безопасности при работе с различным материалом; Устанавливать простейшие причинно – следственные связи (деревянная палочка в воде плавает – она лёгкая, гвоздь тонет – тяжёлый и т.д.); Бережно относится к природе, владеет основными нормами поведения в ней (любоваться цветами, но не рвать, наблюдать за насекомыми, но не причинять зла и т.д.); С помощью взрослого ухаживать за растениями и животными, проявляет ответственность и заботу о них. Развивающий блок: К концу года дети умеют: Быть терпеливыми, добрыми , милосердными, заботиться о ближнем; Бережно относиться к ценностям природы и окружающей среды, народным традициям и обычаям. Сводный учебный план № п\п Наименование раздела, тема Количество часов 1. Вводное занятие 1 2. Мир природы осенью 18 3. Мир природы зимой 18 4. Мир природы весной 28 5. Календарь природы 4 6. Живое или неживое? 3 7. Беседы, экскурсии ВСЕГО часов 72 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Тема занятий Количество занятий всего Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, знакомство с инструментом и материалом 2. Мир природы осенью 2.1. «Цветы на участке осенью» 1. теория 1 практика 1 вопросы наблюдение 18 2 11 1 7 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 18 2 2 2 1 1 1 13 2 2 2 2 2 1 1 2 2 3.6. «Зимняя красавица ель» 3.7. «Наблюдение за снегом и льдом» 3.8. «Жизнь птиц зимой» 3.9. «Мороз удивительный художник» 2 2 2 2 2 1 1 1 4. Мир природы весной 4.1. «Выращиваем лук на окошке» 4.2. «Дикие звери весной» 4.3. «Лаборатория добрых дел» 28 2 2 2 17 1 2 1 2.2. «Что нам осень подарила» 2.3. «Осень в белые туманы» 2.4. Развлечение «К нам осень пришла» 2.5. «Сколько знаю я дождей» 2.6. «Домашние животные» 2.7. «Воробьишка» 2.8. «Синичкин праздник» 2.9. «Доброе, хорошее солнце» 3. Мир природы зимой 3.1. «Дикие звери зимой» 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. «Снежинка» «Защитите ель и сосну» «Плыли по небу тучки» «Снежный хоровод» Формы контроля, аттестации 1 1 1 5 1 1 1 1 1 11 1 1 вопросы наблюдение педагогическое наблюдение опрос карточки вопросы наблюдение опрос педагогическое наблюдение вопросы наблюдение опрос педагогическое наблюдение наблюдение опрос карточки наблюдение наблюдение опрос Педагогическое наблюдение 4.4. «Наблюдения за сезонными изменениями» 4.5. «К нам весна шагает быстрыми шагами» 4.6. «Наши четвероногие друзья» 4.7. «Забота о здоровье» 4.8. «Первоцветы» 4.9. «Божья коровка» 4.10 «Русская березка» . 4.11 «Пернатые гости» . 4.12 «Весенний пейзаж» . 4.13 «Солнышко на траве» . 4.14 «Что такое облака, дождь, гроза? . 5. Календарь природы 5.1. Круговорот времён года 5.2. Почему бывает разное время года. 2 1 1 вопросы 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Педагогическое наблюдение наблюдение опрос вопросы наблюдение вопросы 2 1 1 наблюдения 2 1 1 Карточки 2 1 1 опрос 2 2 4 2 2 2 1 1 Живое или неживое? Живая и неживая природа. 3 2 3 2 6.2. Разнообразие живых организмов (растения, животные, грибы, бактерии). Экология - наука о доме. 7. Беседы, экскурсии 1 1 6. 6.1. Всего часов наблюдение 2 1 1 вопросы вопросы педагогическое наблюдение вопросы вопросы, наблюдение 72 часа 46 часов 26 часов 2 6 2 1 3 1 1 3 1 2 2 8 часов 1 1 4 часа 1 1 4 часа Летний период с 01.06. по 30.06.2025 года 1. Вводное занятие 2. Природа и человек 2.1. Здравствуй, Весёлое лето! 2.2. Охраняемые животные 2.3. Путешествие на поезде «Здоровье» Всего часов: опрос педагогическое наблюдение опрос наблюдение С о д е р ж а н и е п р о г р а м м ы 1. Вводное занятие Задачи кружка «Юный эколог». Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материал для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалом. 2. «Мир природы осенью» Задачи кружка «Юный эколог». Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материал для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалом. 3. Мир природы зимой Задачи кружка «Юный эколог». Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материал для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалом. 4. Мир природы весной Задачи кружка «Юный эколог». Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материал для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалом. 5. Календарь природы Задачи кружка «Юный эколог». Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материал для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалом. 6. Живое или неживое? Задачи кружка «Юный эколог». Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материал для работы. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалом. 7. Беседы, экскурсии. Методическое обеспечение программы 1. Раздел «Вводное занятие» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснения, указания. Наглядный: рассматривание и показ по экологическому воспитанию. Практический: беседа, дискуссия. 2. Раздел « Мир природы осенью» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснения, указания. Наглядный: рассматривание и показ по экологическому воспитанию. Практический: игры, занятия. 3. Раздел «Мир природы зимой» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснения, указания. Наглядный: рассматривание и показ по экологическому воспитанию. Практический: изготовление кормушек, игры на природе. 4. Раздел «Мир природы весной» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснения, указания. Наглядный: рассматривание и показ по экологическому воспитанию. Практический: посадка семян. 5. Раздел «Календарь природы» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснения, указания. Наглядный: рассматривание и показ по экологическому воспитанию. Практический: времена года, загадки, игра. 6. Раздел «Живое или неживое?» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснения, указания. Наглядный: рассматривание и показ по экологическому воспитанию. Практический: работа с природным материалом. 7. Раздел «Беседы, экскурсии» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснения, указания. Наглядный: рассматривание и показ по экологическому воспитанию. Практический: экскурсии на луг. Оценочные материалы Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной программой «Юный эколог». При реализации программы используются четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый. Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей детей при поступлении в кружок. Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов программы и личностных качеств обучающихся в кружке. Осуществляется на занятиях в течении всего учебного года. Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года. Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком. Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа, опрос и т.д. Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать индивидуальную работу. Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим средством управления образовательно-воспитательного процесса. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ № п\п Наименование элементов перечня Наглядные пособия: 1 Гербарии растений: «Растения Северной Осетии» 2 3 4 Плакаты: «Времена года», «Мир животных и растений» Иллюстративные альбомы: «Птицы», «Первоцветы» Макеты и модели кормушек для зимующих птиц. Папки – накопители. «Птицы»; «Домашние животные»; «Дикие животные» Дидактические материалы: 1 Методические материалы, наглядные пособия, иллюстрации 2 Информационные листы со схемами. 3 Рисунки – схемы, таблицы. Литература: 1 2 С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада 5-6 лет. 2017 г. О.А. Соломенникова «Ознакомленеи с природой в детском саду» старшая группа 5-6 лет. 2019 г. 3 С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке» 2020 г. 4 Л.А. Бобылёва, А.В. Султанова «Мой край-моя святыня» 2000г. 5 Вишневский В. А. Жизнь и поведение птиц. 2018 г. 6 Звери мира / [гл. ред. М. Аксенова; авт. текст К. Михайлов] 2010 г. 7 Манкузо С. О чем думают растения. 2019 г. 8 Травина И.В. Чудеса родной природы. 2018 г. 9 Петров В.В. Из жизни зеленого мира 2017 г. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Материально – техническое обеспечение. Оборудование: 1 Набор муляжей овощей и фруктов. 2 Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном растительном мире, о человеке, о предметном мире. 5 Ножницы с острыми концами, проволока различного диаметра /от 0,1 мм до 5 мм /; 7 Карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/; 9 Кисти: мягкие/белка/,жесткие/щетина/,палочки, лопаточки, небольшие баночки и др.; Раздаточный материал: 1 Природные материалы (шишки, желуди, чай и т.д.) 2 Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: кисточки, пластилин, стеки, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволока, клей, ножницы, гуашевые краски, акварель, фломастеры, ножницы, цветные карандаши. Кадровое обеспечение программы. Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (дошкольное образование) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых. и Информационное обеспечение. Нормативно-правовые документы Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р; Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года). СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г. Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 года. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада 5-6 лет. 2017. Вишневский В. А. Жизнь и поведение птиц / Василий Вишневский . [Изд. 2-е,доп. и перераб.] . - Москва : Фитон XXI, 2018 - 263 с. : цв. ил., табл. - Библиогр. втексте Волцит П.М. Большая энциклопедия юного натуралиста/П.Волцит – Москва: Издательство АСТ, 2016.- 188с. Волцит П.М. Птицы. – Москва: Издательство АСТ, 2015.- 47с. Горошилова Е. П. Знакомим дошкольников с окружающим миром: перспективноепланирование, конспекты занятий для детей с 3 до 7 лет / Е.П. Горошилова, Е.В.Шлык . - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2019 - 107, [1] с. - (Из опыта работы попрограмме "От рождения до школы") - (Разработано в соответствии с ФГОС) - Библиогр.: с. 105-106 (31 назв.) Догерти Дж. Птицы/Пер. с англ. Н.С. Ляпковой – М.: РОСМЭН, 2017. – 48с.: с ил. – (Детская энциклопедия) Долейш К. Следы зверей и птиц./Пер. с чеш. Г.Ф.Карасева. Под ред. Н.Н. Руковского.- М.: Агропромиздат, 1987. – 224с. Дунаева Ю. А. Наши сизокрылые соседи / Юлия Дунаева . - Москва : Фитон XXI,2018 - 125, [2] с. : ил., цв. ил. Жукс Л.И. В гармонии с природой. Изд. ООО «Красико-Принт», 2000. – 128с. Жукс Л.И. Я люблю эту Землю. Изд. ООО «Красико-Принт», 2000. – 128с. Звери мира / [гл. ред. М. Аксенова; авт. текст К. Михайлов] . - Москва : Мирэнциклопедий Аванта+ : Астрель, 2010 - 216 с. : ил. - (Самые красивые и знаменитые) - Указ. имен-таксонов в конце кн. Ижевский С. С. Жизнь замечательных жуков / С.С. Ижевский, А.Л. Лобанов, А.Ю.Соснин . - Изд. 3-е, испр. . - Москва : Фитон XXI, 2018 367, [1] с. : цв. ил. Библиогр. в тексте - Указ. рус. назв. насекомых: с. 363-364 - Указ. лат. назв.насекомых: с. 365-368 Кошевар Д.В. Земля/ Д.В. Кошевар. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 128с. Кошевар Д.В. Планета Земля/ Д.В. Кошевар. – Москва: Издательство АСТ, 2017. –64с. Лукашанец Д. А. Самые редкие, красивые и удивительные насекомые мира / Д. А.Лукашанец, Е. М. Лукашанец, Ф. В. Сауткин . - Москва : Э, 2016 - 255 с. : цв. ил. (Красная книга) Манкузо С. О чем думают растения: тайная жизнь, скрытая от посторонних глаз /Стефано Манкузо, Алессандра Виола; [пер. с англ. Т. П. Мосоловой] . - Москва :БОМБОРА™ : Эксмо, 2019 - 204 с. : ил. (Сенсация в науке) - Библиография в примечаниях: с. 193-204 Мир животных. – М.: ВАКО, 2017. – 32с.: ил. – (Иллюстрированная энциклопедия школьника) 18. Митителло К. Б. Тайный мир певчих птиц: [большая иллюстрированная энциклопедия : 350 самых красивых фотографий птиц!] / Ксения Митителло, Олег Хромушин . - Москва : Э, 2018 - 287 с. : цв. ил. - Алф. указ.: с. 285-287 19. Насекомые. – Москва: РОСМЭН, 2016. – 47с. 20. Петров В.В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1982. – 127с. 21. Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. классов.-М.: Просвещение, 2015. – 223с. 22. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель : кн. для учащихся нач. классов.-М.: Просвещение, 2014. – 224с. 23. Плешаков А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. классов.-М.: Просвещение, 2014. – 160с. 24. Сафина К. За гранью слов: о чем думают и что чувствуют животные / Карл Сафина; [пер. с англ. Ольги Новицкой, Юрия Гольдберга] . - Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2018 - 558, [1] с. - (New York Times bestseller) - Библиогр.: с. 555- 556 и в подстроч. примеч. 25. Травина И.В. Чудеса родной природы. – Москва: ЗАО «РОСМЭН», 2015. – 18с. 26. Хельбро Э. Цветы/ Э.Хельбро; пер. с англ. И.В. Травиной. – М.: РОСМЭН, 2017. – 32с.: ил. - (Энциклопедия для малышей) Интернет-ресурсы: 1. Сайт 18.mozdoksad.ru 2. vk.com/18mozdoksad ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик и материалов, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов. Необходимо указать сроки и формы проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов. Входная диагностика практических умений и навыков: «В сборе семян растений» Тест : «Расскажи, что ты знаешь о семенах растений?» 1.Расскажи какой формы семена (круглые, длинные) 2. Какого они цвета? (назвать цвета семян) 3. Как вы думаете, какого растения семена? (астра, фасоль) 4. Педагог предлагает детям собрать семена растений. Оценить работу. Критерии: Высокий уровень- отвечает на все вопросы; Средний уровень- отвечает на два вопроса: Низкий уровень – отвечает на один вопрос. «Свойства песка» Тест: «Расскажи, что ты знаешь о свойствах песка?» 1.Расскажи какой песок? (сухой, мокрый, рассыпчатый) 2. Какого он цвета? (назвать цвет песка) 3. Как вы думаете, где используют песок? (в строительстве, в детских песочницах) 4. Педагог предлагает детям сравнить песок (сухой, мокрый). Оценить работу. Критерии: Высокий уровень- отвечает на все вопросы; Средний уровень- отвечает на два вопроса: Низкий уровень – отвечает на один вопрос. «Живое или неживое» Тест: «Расскажи, что ты знаешь о живой или неживой природе? 1.Как ты догадался, что всё это живое? (птица, рыба, насекомое) 2. Какого цвета птица, рыба? (белый голубь, серая щука) 3. Почему ты считаешь, что это живой объект природы? (воздух, вода, питание и т.д.) 4. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки. Оценить работу. Критерии: Высокий уровень- отвечает на все вопросы; Средний уровень- отвечает на два вопроса: Низкий уровень – отвечает на один вопрос. Текущая диагностика практических умений и навыков по экологии «Дикие звери зимой» Тест «Внимательно послушай и выполни задание» 1. Где живут дикие животные? Как добывают пищу и готовятся к зимней спячке? 2. Нарисуй дом для животного. (берлога -медведь, нора- лиса, осенние листья - еж). 3.Подбери по величине. Форме и цвету разные дома для животных. Критерии; Высокий уровень – выполняет все задания: Средний уровень – выполняет два задания Низкий уровень – выполняет одно задание «Выращиваем лук на окошке» Тест «Внимательно послушай и выполни задание» 1. Как ухаживать за луком? 2. Посади правильно лук (подготовить почву, сделать углубление и т.д.). 3.Подбери по величине и форме луковицу. Критерии; Высокий уровень – выполняет все задания: Средний уровень – выполняет два задания Низкий уровень – выполняет одно задание «Наблюдения за сезонными изменениями» Тест «Внимательно послушай и выполни задание» 1. Выдели признаки весны (солнышко стало теплее, почки на деревьях, появилась травка). 2. Изобразите из цветной бумаги раннюю весну (аппликация). 3. Подбери по цвету признаки весны (солнышко, травка, деревья, цветы и т.д.) Критерии; Высокий уровень – выполняет все задания: Средний уровень – выполняет два задания Низкий уровень – выполняет одно задание Итоговая диагностика практических умений и навыков по экологии Тема «Пернатые гости» Задания для детей по проверке знаний, умений и навыков составляет педагог дополнительного образования. Диагностика состоит из нескольких заданий. ПРИЛОЖЕНИЕ Протокол входного контроля обучающихся в кружке « Юный эколог» МБДОУ детский сад № 18 от «____» сентября 2024 г. Название кружка «Юный эколог» Педагог: Супрунова С.И. 1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Формы проведения аттестационных занятий: игровые 3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий. № п/п Фамилия, имя ребенка Знает Умеет Самостоятельность Уровень Вени в решении творческих задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных обучающихся соответствуют входной диагностике. Подпись членов аттестационной комиссии: Супрунова С.И.________________ Загилова Г.А.____________________ Подпись педагога___________________ Протокол промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Юный эколог» МБДОУ детский сад № 18 от «____» декабря 2024г Название кружка « Юный эколог» Педагог: Супрунова С.И. 1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Формы проведения аттестационных занятий: игровые 3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий. № п/п Фамилия, имя ребенка Знает Умеет Уровень Самостоятельность в решении творческих задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных обучающихся соответствуют уровню программы первого полугодия обучения. Подпись членов аттестационной комиссии: Супрунова С.И. ________________________ Загилова Г.А. ____________________ Подпись педагога___________________ ПРИЛОЖЕНИЕ Протокол промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Юный эколог» МБДОУ детский сад № 18 от «____» мая 2024г Название кружка « Юный эколог» Педагог: Супрунова С.И. 1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Формы проведения аттестационных занятий: игровые 3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий. № п/п Фамилия, имя ребенка Знает Умеет Уровень Самостоятельность в решении творческих задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных обучающихся соответствуют уровню программы второго полугодия обучения. Подпись членов аттестационной комиссии: Супрунова С.И. ________________________ Загилова Г.А. ____________________ Подпись педагога___________________