1. Общие положения 1.1. Положение МБДОУ № 18 разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями от 21 января 2019 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Положение ДОУ № 18 определяет основные цели, задачи и направления работы, содержание и виды деятельности службы, устанавливает права, обязанности и ответственность специалистов социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения, а также документацию и взаимоотношения. 1.3. Социально-психологическая служба ДОУ является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Под социально-психологической службой понимается организационная структура, в состав которой входят заведующий ДОУ (заместитель заведующего), педагог-психолог, социальный педагог. В случае необходимости привлекаются другие специалисты: учителя-логопеды, воспитатели (старшие воспитатели), медицинские работники, инспектор ТКДН. 1.5. Руководство, координацию и контроль деятельности членов социально-психологической службы осуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением. 1.6. Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое, педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения, предполагает их совместную деятельность и сотрудничество. 1.7. Деятельность социально-психологической службы основывается на соблюдении международных и российских законодательных актов об обеспечении защиты и развития личности ребенка. Служба руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г, Конвенцией о правах ребѐнка, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г); Письмом Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», настоящего Положения, а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.8. Работа социально-психологической службы ориентирована как на воспитанников дошкольного образовательного учреждения, так и на административных, педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья. 1.9. Деятельность социально-психологической службы строится на принципах законности, уважения, соблюдения прав и интересов обратившегося, а также на достоверности предоставляемой информации, открытости, добровольности, конфиденциальности. 1.10. В своей деятельности социально-психологическая служба опирается на следующие принципы: • приоритеты интересов воспитанника, обеспечение защиты его прав с учѐтом позиций других участников воспитательно-образовательных отношений; • согласованность и взаимодействие различных специалистов в оказании помощи ребѐнку; • конфиденциальность; • непрерывность и преемственность; • превентивность. 1.11. Сотрудники социально-психологической службы ДОУ осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), администрации и педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.12. Служба осуществляет свою деятельность в контакте с образовательными организациями, учреждениями здравоохранения, ОВД, КДН и ЗП, специалистом по охране прав детей Управления образования. 2. Цель, задачи и содержание деятельности социально-психологической службы 2.1. Цель социально-психологической службы ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные социально-психологические условия для успешного обучения, воспитания и психологического развития воспитанников в ситуациях взаимодействия, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. 2.2. Основные задачи: • диагностика; • выявление детей, нуждающихся в социально-психологической помощи; • дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социально-психологической, медицинской помощи; • определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающихся в социально-психологической поддержке; • оказание помощи лицам, нуждающимся в социально-психологической поддержке; • социальное, психологическое, педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения; • обеспечение защиты прав личности воспитанников; • изучение особенностей социального, психолого-педагогического развития воспитанников; • предупреждение возникновения проблем развития ребѐнка; • помощь (содействие) воспитаннику в решении актуальных задач развития, воспитания, социализации; • развитие социальной, психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников; • оказания содействия в социально-психологической реабилитации семей воспитанников, находящихся в социально опасном положении; • обеспечение взаимодействия между ДОУ и учреждениями по оказанию помощи детям и их семьям. 2.3. Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое, педагогическое сопровождение образовательной деятельности ДОУ, через следующие направления: • диагностика; • коррекция и развитие; • консультирование; • просвещение, повышение социально-психологической компетенции; • профилактика. 2.4. Социально-психологическая служба ДОУ призвана содействовать: • созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; • повышению качества воспитательно-образовательной деятельности на дошкольной ступени; • повышению социально-психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения; • развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. 3. Направления работы 3.1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, у их родителей. 3.2. Социально-правовое. Защита прав ребенка. 3.3. Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме. 3.4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у дошкольников. 3.5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения дошкольников, причин социального неблагополучия семьи. 3.6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности. 3.7. Социально-медицинское. 4. Виды деятельности социально-педагогической службы 4.1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами социально-психологической службы ДОУ психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. 4.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников воспитательно-образовательных отношений. 4.3. Социально-психологической просвещение – приобщение педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников и самих воспитанников к психологическим знаниям. 4.4. Социально-психологическая профилактика – сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников на всех этапах дошкольного возраста. 4.5. Консультирование – индивидуальное, групповое, семейное. 4.6. Диагностическая работа – выявление особенностей психического развития воспитанников, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей требованиям общества. 4.7. Коррекционная деятельность – составление рекомендаций по работе с детьми, имеющими проблемы в воспитании, обучении, поведении. 4.8. Осуществление взаимодействия с учреждениями и организациями для привлечения соответствующих специалистов в решении актуальных вопросов воспитанников и их родителей (законных представителей). 5. Права и обязанности специалистов социально-психологической службы 5.1. В своей профессиональной деятельности специалисты социально-психологической службы обязаны: • руководствоваться нормативно-правовыми документами, указанными в п. 1.7 данного Положения о социально-педагогической службе, Уставом дошкольного образовательного учреждения; • соблюдать этический кодекс социального педагога и педагога-психолога; • рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не брать на себя решение вопросов, не выполнимых, с точки зрения современных требований психологической, социальной науки и практики; • знать новейшие достижения социальной и психологической науки, применять современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы; • вести необходимую документацию по установленной форме и использовать еѐ исключительно в профессиональных целях; • оказывать необходимую возможную помощь администрации ДОУ и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного социального и психического развития воспитанников; • оказывать необходимую и возможную помощь воспитанникам, их родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем; • проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком только с письменного согласия родителей (законных представителей); • проводить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.) с письменного согласия его родителей (законных представителей); • участвовать в работе семинаров, педагогических советов ДОУ, конференций, проводимых вышестоящими организациями; • постоянно повышать свой профессиональный уровень; • отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией дошкольного образовательного учреждения. 5.2. Специалисты социально-психологической службы имеют право: • самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделение приоритетных направлений в определенный период; • посещать занятия и мероприятия всех возрастных групп детского сада, с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью детей; • осуществлять личный прием родителей, а также лиц их заменяющих; • знакомиться с документацией дошкольного образовательного учреждения; • принимать участие в педагогических советах, ПП и ПМП консилиумах; • вести работу по пропаганде социально-психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренинговых занятий; • выступать с обобщением опыта своей работы на семинарах, научно-практических конференциях, в средствах массовой информации; • обращаться за консультацией в муниципальные, региональные научно-методические и психолого-педагогические центры; • обращаться в случае необходимости через администрацию ДОУ с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи воспитанникам дошкольного образовательного учреждения. 6. Ответственность сотрудников социально-психологической службы 6.1. Сотрудники социально-психологической службы ДОУ несут персональную ответственность: • за жизнь и здоровье детей во время индивидуальных и групповых занятий и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод воспитанников во время проведения подобных мероприятий; • за точность определения степени психического и социального развития; • за правильность заключений, адекватность использованных диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность даваемых рекомендаций; • за ход и результаты работы с воспитанниками разных возрастных групп; • обоснованность выдаваемых решений; • за надлежащий учет и контроль поступивших обращений педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников; • достоверность представленной информации. 6.2. Специалисты социально-психологической службы рассматривают вопросы и принимают решения строго в рамках своей профессиональной компетенции. 6.3. Сотрудники несут ответственность за соблюдение конфиденциальности информации и неразглашение персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации службы в дошкольном образовательном учреждении. 7. Обеспечение деятельности социально-психологической службы 7.1. Деятельность социально-психологической службы ДОУ обеспечивается заведующим (заместителем заведующего) дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Для работы социально-психологической службы создаются условия, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей специалистов, с учетом специфики и требований к деятельности педагога-психолога, социального педагога. 7.3. График работы всех работников социально-психологической службы согласуется с администрацией дошкольного образовательного учреждения. 8. Документация социально-психологической службы • Приказ о создании социально-психологической службы ДОУ; • Положение о социально-психологической службе дошкольного образовательного учреждения http://ohrana-tryda.com/node/2215 • Журнал учета обращений педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников. • График работы отдельных специалистов социально-психологической службы. • План работы социально-психологической службы на учебный год. • План работы социально-психологической службы на месяц. • Отчет о работе социально-психологической службе за учебный год. • аналитические справки о проделанной работе; • методические рекомендации для воспитателей детского сада; • рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 9. Взаимоотношения и связи по работе 9.1. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями) дошкольников. 9.2. Место проведения: кабинет заместителя заведующего по воспитательной и методической работе. 9.3. Периодичность - по мере поступления заявок. 9.4. Деятельность социально-психологической службы осуществляется в соответствии с разработанным планом программы социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о социально-психологической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.